Достопримечательности Иерусалима
Достопримечательности Иерусалима: улица Виа Долороза — Крестный Путь
В этой статье я приведу краткие описания достопримечательностей Иерусалима (Старый город и его окрестности). Часть из них уже описана более подробно в отдельных статьях. Остальные будут пополняться по мере их написания. Вы можете прочесть подробные статьи о достопримечательностях нашего города, пройдя по ссылкам, выделенным красным цветом. Я очень надеюсь, что этот материал будет полезен тем, кто собирается самостоятельно путешествовать по Иерусалиму.
1-я остановка Крестного пути | |
Первая остановка — Преториум. Католическая традиция, возникшая в 13-14 вв., связывает это место с одной из возможных резиденций римского прокуратора Понтия Пилата, где он проводил суды, оглашал указы и принимал посетителей. Считается, что преторий находился на территории примыкавшей к Храму с севера крепости Антонии. Сейчас на ее месте, расположенном в Старом городе невдалеке от Львиных ворот, находится арабская школа для девочек, вход в которую во время учебного года закрыт. | |
2-я остановка Крестного пути | |
Вторая остановка Крестного Пути («Дворик Пилата») – «Бичевание и Возложение Креста». Здесь в 12I веке крестоносцы построили церковь, реставрацию которой в первой половине двадцатого века произвел выдающийся францисканский архитектор Антонио Барлуцци. Обратите внимание на внутренний дизайн церкви: мозаичный потолок с терновым венцом и триптих -витражи со сценами: слева – «Пилат умывает руки», в центре – «Бичевание Христа», справа — «Освобождение Вараввы». | |
3-я остановка Крестного Пути | |
Место, где, по преданию, Иисус первый раз падает под тяжестью Креста. Принадлежит армянской католической церкви. Над входом в часовню – барельеф работы польского скульптора Т. Зелинского. | |
4-я остановка Крестного Пути | |
Место, где, по преданию, Иисус встретил Деву Марию. Церковь принадлежит армянам-католикам. В подвале здания – крипта с остатками мозаичного пола (предположительно византийского периода) и скульптурой, изображающей встречу Иисуса с Богородицей. | |
5-я остановка Крестного пути | |
Место встречи Иисуса с Симоном из Киринеи. В Евангелии от Луки рассказывается, что:«… когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.»(Лк 23:26) | |
6-я остановка Крестного пути | |
Дом «святой Вероники», известной из христианских преданий. Эта молодая женщина вытерла платком кровь с лица Иисуса. На платке отпечатался Его лик, известный в христианской традиции как Спас Нерукотворный. | |
7-я остановка Крестного Пути | |
Место, где, согласно католической традиции, Иисус вторично падает под тяжестью Креста. Падения Иисуса на Крестном Пути – это церковные предания, никак не связанные с Евангельскими текстами. | |
8-я остановка Крестного Пути | |
Здесь Иисус обращается к иерусалимским женщинам и пророчит им печальную участь. | |
9-я остановка Крестного Пути | |
Место третьего (последнего) падения Христа. Рядом — вход в коптскую церковь св. Елены. Внутри церкви находится целое подземное озеро — древний водосборник, построенный в римско-византийскую эпоху (2-6 вв. н.э.), в котором до сих пор скапливается дождевая вода. |
Достопримечательности Иерусалима: Елеонская (Масличная) гора
Обитель Августа-Виктория | |
Протестантская обитель, построенная в 1911 году кайзером Германии Вильгельмом и названная так в честь его августейшей супруги.В настоящее время на территории обители расположился арабский госпиталь.Платный вход в церковь открыт до 13:00. | |
Гефсиманский грот | |
Место, где, согласно традиции, спали ученики Петр, Иоанн и Иаков, пока Иисус молился в Гефсиманском саду.На месте грота находится небольшая францисканская церковь, где хорошо сохранились древние фрески периода крестоносцев.Внутри церкви – древняя водная цистерна как свидетельство бывшего здесь маслодавильного цеха, принадлежавшего жителям поселка Гефсимания (искаженное название от ивритского «гат шеманим», что означает маслодавильню). | |
Гефсиманский сад | |
Место, где в ночь перед арестом Иисус молился в последний раз (молитва «о Чаше») .В саду церкви — древние оливы, по преданию, свидетели ареста Иисуса в Гефсиманском саду.Здание церкви построено на средства 17-ти государств, чьи гербы украшают мозаичный потолок церкви.Была построена в 1925 году под руководством выдающегося францисканского архитектора Антонио Барлуцци, на счету которого – более 150 построенных и отреставрированных храмов на Святой Земле.На полу церкви, по настоянию Антонио Барлуцци, сохранились следы византийской мозаики.. | |
Доминиус Флевит | |
Капелла «Слез Господних» на месте, где Иисус оплакивал разрушение города и Храма. Также построена замечательным францисканским монахом- архитектором Антонио Барлуцци, который придал ей вид слезы и украсил крышу каменными сосудами, подобными тем, которые в древности использовались для сбора слез плакальщиц. Алтарь часовни обращен не на восток, а на запад, в направлении того места, где стоял Храм, разрушение которого оплакивал Иисус. Во дворе, напротив главного окна часовни растет куст терновника с колючками. Того самого, из которого сплели терновый венец для Христа. | |
Мусульманское кладбище | |
Вдоль восточной стены Старого Иерусалима простирается древнее мусульманское кладбище, основанное в VI веке н.э. — времени первого завоевания Иерусалима арабами под предводительством халифа Омара ибн аль-Хаттаба. С площадки кладбища открывается роскошный вид на склоны и христианские святыни Масличной горы. | |
Еврейский университет | |
Строительство университета началось в 1918 году на горе Скопус, при участии сионистских деятелей, представителей британской власти и арабской общины. Оно было закончено в 1925 году, а занятия начались только в 1928 году. В число учредителей университета входили знаменитые европейские учёные-евреи, такие как Зигмунд Фрейд, Альберт Эйнштейн и Мартин Бубер. Созданию университета также активно способствовал главный раввин Палестины рав Кук.До 1948 года занятия проходили на горе Скопус. Но после Войны за независимость территория оказалась рядом с иорданской границей, и продолжать занятия в этом месте стало невозможно. В 1953 году началось строительство нового здания в центре Западного Иерусалима, в квартале Гиват-Рам.В 1967 году занятия на горе Скопус возобновились, и значительная часть студентов вернулась туда. | |
Еврейское кладбище | |
Это очень древнее кладбище, где быть похороненным почитается за большую честь. Его святость в непосредственной близости к долине Кедрон. В Книге пророка Захарии написано, что в конце дней Мессия (Машиах) взойдёт на Елеонскую гору и оттуда, под звуки трубы начнется воскресение из мертвых. | |
Золотые ворота | |
Золотые ворота, или «Врата милосердия» — одно из фортификационных сооружений, выстроенных в период 1536-1539 гг. по повелению турецкого султана Сулеймана Великолепного. Ворота эти замурованы, ибо «… сказал Господь: ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены».(Иезекиль.44:2) | |
Капелла Вознесения («Стопочка») | |
Францисканская капелла 19 в. на месте, откуда, по преданию, Иисус вознесся на небеса. Внутри капеллы — камень с отпечатком «стопы Иисуса». Одно из самых посещаемых паломнических мест на Елеонской горе — «Стопочка» — принадлежит сегодня арабской семье.Вход платный. | |
Малая Галилея | |
Мужской греческий монастырь «мужей галилейских». Об этом месте говорится в «Деяниях святых апостолов»: «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».(Деяния св. Апостолов 1:10-12) | |
Могила «дочери фараона» | |
Одно из древнейших захоронений, найденных на территории Кедронского ущелья (предположительно 8-9 вв. до н.э.). Мусульмане считают, что здесь похоронена дочь фараона, которая была первой женой царя Соломона, что не помешало им, однако, превратить территорию некрополя и окрестных могил в мусорную свалку. | |
Могилы пророков | |
Древний некрополь — пещера (1 век до н.э. — 1 век н.э.) с 36 погребальными нишами. По преданию — место захоронения библейских пророков Аггея, Захарии и Малахии (живших в 4-5 веках до н.э.). Место это принадлежит русской церкви. | |
Монастырь Марии Магдалины | |
Женский русский монастырь св. равноапостольной Марии Магдалины. В церкви монастыря находятся раки с мощами св. великомученицы Елизаветы Федоровны Романовой и ее спутницы инокини Варвары. На территории монастыря — остатки древней лестницы поселка Гефсимания, по которой спускались в город Иисус и Его ученики. Находка принадлежит о. Антонину (Капустину). | |
Патер Ностер | |
Женский католический монастырь на месте пещеры, где Иисус учил апостолов молитве «Отче наш». Эта пещера неоднократно упоминается в византийских документах и свидетельствах паломников. Считалось, что здесь Христос открыл Своим ученикам главные тайны Божественного Промысла. На территории хорошо сохранились остатки византийской «церкви на Елеоне» — одной из первых христианских построек на Святой Земле. Как и все древние церкви Византии, она была разрушена мусульманами в период 8-11 веков.Современная постройка 19-го века – детище французской герцогини Аурелии де Бусси, останки которой были перезахоронены на территории монастыря.В настоящее время «Патер Ностер» принадлежит французскому ордену кармелиток. | |
Смотровая площадка №1 | |
Смотровая площадка с видом на Иудейскую пустыню и Мертвое море. Иудейская пустыня – это колыбель христианства. Здесь жили первые отшельники и были построены многочисленные монастыри, основанные еще в 4-5 веках первыми монахами-пустынниками. Многих из них христианская традиции причислила к лику святых: св. Мария Египетская, св. Пелагея, св. Георгий Хазевит, св. Харитон, св. Савва и многие другие | |
Смотровая площадка №2 | |
Смотровая площадка на территории Еврейского университета. С площадки виден Старый город и кварталы Восточного Иерусалима. Рядом с площадкой — древний некрополь (1 век н.э.) – типичный пример захоронений иродианского периода. | |
Смотровая площадка №3 | |
Вид на Восточный Иерусалим, Старый город, археологический парк и Университет мормонов. | |
Смотровая площадка №4 | |
Панорамный вид на Старый город, Сионскую гору, Еврейское кладбище, Геенномский и Кедронский овраги. | |
Спасо-Вознесенский монастырь | |
Принадлежит русской церкви. Постройка 19-го века на месте, откуда по преданию, Мария Богородица наблюдала за Вознесением Своего Сына. На территории монастыря расположена часовня Обретения Главы Иоанна Предтечи. Монастырь построен по проекту выдающегося деятеля Русской Православной Церкви, начальника русской духовной миссии в Палестине архимандрита о.Антонина (Капустина). Его могила находится в главном храме монастыря. | |
Столп Авессалома и долина Кедрона | |
Древний еврейский некрополь II века до н.э. традиционно называют «гробницей Авессалома». Скорее всего эта традиция родилась во времена крестоносцев, которые искали в Иерусалиме и его окрестностях еще не открытые византийцами святые места. Они, по-видимому, не придавали значения тому, что мятежный сын царя Давида Авессалом жил в 10-м веке до н.э.Некрополь высечен из цельной каменной глыбы, в стене которой зияет огромная дыра. Считается, что эту дыру прорубили в стене грабители, искавшие там сокровища. У евреев в течение нескольких веков существует традиция — бросать в это отверстие камни, как бы давая понять, что сын, поднявший руку на отца, заслуживает побиения камнями. | |
Церковь Гроба Богородицы | |
Постройка времен крестоносцев (12 век), прекрасно сохранившаяся до наших дней. В пещерной церкви, прорытой глубоко под землей, находится каменное ложе, на котором, по преданию, лежало тело Богородицы. За «Гробом Богородицы» — знаменитая икона Иерусалимской Божьей Матери.В православной (справа) части храма находится также усыпальница родителей девы Марии, свв. Иоакима и Анны, а также могильная плита на месте захоронения Мелисанды – королевы Иерусалима с 1131 по 1153 гг. | |
Монастырь святого Стефана Первомученика | |
Напротив Гефсиманского грота и церкви Гроба Богородицы находится небольшой храм,воздвигнутый над предполагаемым местом убиения первомученика Стефана. Он принадлежит ортодоксальной греческой церкви. По одному из преданий, на этом месте св.Стефан был побит камнями за проповедь учения Христа. Среди побивавших его был иудей Савл (Шауль), известный всему миру под именем апостола Павла.Над верхней башней церкви – флаг ортодоксальной греческой церкви и государственный флаг Греции. |
Достопримечательности Иерусалима: Храмовая гора
Арка древнего моста | |
Одно из немногих мест Старого города, где, наряду с иродианской кладкой, можно видеть строения раннего мусульманского периода (8-11 вв.). Арочный мост, по мнению историков, соединял царский дворец с храмовым комплексом. Он служил переходом через овраг Тиропейон, разделявший городские кварталы и Храмовую гору. В настоящее время овраг засыпан. | |
Арка Робинсона | |
В юго-западной части стены нынешней Храмовой горы видны остатки древней арки, названой так в честь ученого-археолога Э.Робинсона, изучавшего этот участок храмовой стены. Арочный мост, соединявший кварталы Верхнего города с Храмом, был разрушен, как полагает видный израильский историк Меир Бен-Дов, еврейскими повстанцами, захватившими Храмовую гору в ходе Иудейской войны (68-70 гг. н.э.). | |
Ворота Хульды | |
Названы так в честь древней пророчицы Хульды, жившей в 7 веке до н.э. По преданию, она была похоронена рядом с этими воротами. Древние ворота, естественно, не сохранились, а нынешний участок стены — это, скорее всего, постройки мусульманского периода. Однако, сохранилась часть древней лестницы, по которой паломники поднимались в Храм, проходя через эти ворота. Дорога проходила под землей и выходила на храмовую площадь. По этим ступеням тысячи иудеев поднимались в Храм, чтобы принести жертву в дни праздников: Песах, Шавуот и Суккот. Историки считают, что эти ступени — одно из немногих мест Иерусалима, которые можно достоверно связать с христианской традицией. Иисус и Его ученики могли пройти в храм только этим путем. | |
Золотой Купол | |
Единственная мусульманская постройка начала 8-го века н.э., целиком сохранившаяся до наших дней. Основу ее заложил сам Омар ибн аль-Хаттаб, величайший халиф и завоеватель, живший в 7 веке н.э. Поэтому «Купол над Скалой» иногда неправильно называют «мечетью Омара». | |
Камень Основания | |
Главная святыня Храмовой Горы – «Камень Основания» — находится под крышей строения с золотым куполом. Бесчисленное множество легенд повествует об этом Камне. Официально войти в мечеть могут только мусульмане, поскольку сегодня это сугубо мусульманская святыня. Но есть и «неофициальные» пути… | |
Мусульманские постройки на Храмовой горе | |
Постройки времен владычества Айюбидов и мамлюков (13-15 вв.) поражают своей монументальностью и искусством резьбы по камню. Многие ранние постройки были реставрированы и обновлены в период Османской империи (16- начало 20 вв.) | |
Стена Плача | |
С 1948 года в течение 19 лет иорданской оккупации евреи были лишены доступа к Стене Плача. Только после окончания в 1967 Шестидневной войны году эта святыня вновь стала достоянием народа Израиля. | |
Туннель Западной стены | |
В ходе археологических раскопок в районе Стены Плача была обнаружена древняя подземная система, идущая вдоль западной стены иерусалимского Храма. Здесь был обнаружен фрагмент улицы эпохи Второго Храма, акведук времен Хасмонеев, публичные залы и другие находки. Это место иначе называют еще «туннелем Хасмонеев». Вход в туннели Западной стены по предварительному заказу. | |
Храмовая гора | |
Храмовая гора — это главная святыня мусульман в Иерусалиме. Здесь находится мечеть Аль-Акса. Для мусульман она третья по значимости мечеть после святынь Мекки и Медины. Рядом с ней — Куббат ас-Сахра, или золотой «Купол Скалы». Под ним находится священный для ислама и иудаизма «Камень Основания». 2 тысячи лет назад на месте Золотого Купола стоял Храм, построенный Иродом Великим. И на его территории и сегодня можно найти места, где происходили события, описанные в Евангелиях.Проход на Храмовую гору разрешен во все дни недели, кроме пятницы и субботы, с 7:30 до 10:30 и с 13:30 до 14:30. |
Достопримечательности Иерусалима: Еврейский квартал Старого города
Археологический музей | |
Иерусалим был дважды разрушен римлянами: во время подавления первого иудейского восстания в 70 году, и после разгрома восстания Бар-Кохбы в 135 году. Тогда же император Адриан приказал сровнять с землей древний город, покрыть его каменными мостовыми и выстроить на его месте новый город с названием Элия Капитолина. Остатки жилых кварталов древнего Иерусалима сегодня можно увидеть в местах археологических раскопок. Здесь также можно ознакомиться с предметами быта и ритуалов древней Иудеи, увидеть прекрасно сохранившиеся образцы мозаики и архитектуры тех времен. | |
Ворота крестоносцев | |
Остатки построек 12-го века. Археологи полагают, что здесь находилась укрепленная башня и ворота, построенные крестоносцами. Для строительства были использованы каменные блоки более ранних построек, возможно, что это были камни из стен разрушенного римлянами древнего Иерусалима. | |
Еврейский квартал | |
Лабиринты узких улочек еврейского квартала таят массу приятных неожиданностей. По ним можно просто гулять и фотографироваться на фоне уцелевших от разрушения старых построек и современных зданий. В пятницу с наступлением темноты и в субботу до захода солнца нужно с уважением относиться к традициям местных жителей, не разговаривать по мобильному телефону, не курить и не фотографировать. | |
Золотая Менора | |
Один из главных ритуальных предметов в иерусалимском Храме. Менору зажигали ежедневно, и она должна была гореть до следующего дня. Семь ножек Меноры символизируют семь дней Творения.Храмовая Менора была вынесена из иерусалимского Храма солдатами Тита в дни его разрушения (70 год н.э.), и ее изображение можно увидеть в Риме на развалинах триумфальной арки Тита.Ученые иерусалимского Института Храма реконструировали облик древней святыни, а украинский миллионер Вадим Рабинович финансировал ее изготовление.Менора сделана в натуральную величину и в ее составе находится около 37 кг золота, что соответствует принятой в древности мере веса – «таланту». | |
Иешива каббалистов | |
Каббала (ивр. «получение, принятие») — эзотерическое течение в иудаизме, зародившееся во 2-м веке и получившее распространение в средние века. Каббала претендует на тайное знание содержащегося в Торе божественного откровения. Она связана с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы человека и смысла существования.Иешива — высшее религиозное учебное заведение. | |
Кардо | |
Так римляне называли центральные улицы городов, ориентированные строго с севера на юг. Остатки римского Кардо были обнаружены при реконструкции района Еврейского квартала, разрушенного иорданскими оккупантами в 1948 году. В северной части Кардо восстановлены арочные своды периода крестоносцев, где сейчас находятся сувенирные лавки Еврейского квартала. Под сводами, в раскопках, можно увидеть остатки самых древних стен Иерусалима 8-го века до н.э. | |
Колонны древнего Иерусалима | |
Эти колонны найдены во время строительных работ в Еврейском квартале. Они украшали фасад одного из зданий в аристократическом квартале Иерусалима, но были разрушены вместе с остальными постройками в 70 году н.э. Ионические капители колонн напоминают о том влиянии, которое оказала греко-римская культура на жизнь древней Иудеи. | |
Культурный центр «Огонь Торы» | |
На крыше культурного центра «Эш а-Тора» («Огонь Торы») установлен макет Второго Иерусалимского Храма. Отсюда открывается прекрасная панорама Старого города и Храмовой горы.Вход платный. | |
Музей Храма | |
Один из самых необычных музеев мира. В нем собраны реконструкции предметов, которые использовались для богослужения во Втором иерусалимском Храме. Среди них – «столы предложения» и жертвенник для воскурения благовоний, нагрудник первосвященника с 12-ю камнями и уникальный макет Второго Храма. Один из экспонатов Музея – золотая храмовая Менора (см. статью), выставлен неподалеку на площадке у спуска к Стене Плача. | |
Мусорные ворота | |
Южные ворота, ведущие в Староыйгород. Название их соответствует древним воротам, находившимся в нижней части южного склона «Геенны Огненной», откуда из города вывозили мусор, смешивали с серой и сжигали в Геенномском овраге. | |
Раскопки римской улицы | |
Археологический комплекс раскопок улицы («малая Кардо») римско-византийского периода. | |
Синагога Рамбана | |
Существует легенда, что эту синагогу основал сам великий раввин Рамбан (Моше Бен-Нахман) в 1267 году. Это произошло через 80 лет после изгнания отсюда крестоносцев и евреев в городе было очень мало. Основанная им синагога находилась в районе гробницы Давида на Сионской горе (см. статью «Могила царя Давида»), но точных сведений не сохранилось. Известно только, что на протяжении 300 лет сефарды и ашкеназы молились вместе в Синагоге Рамбана.В XV веке эта синагога Рамбана была перенесена в Еврейский квартал Старого города, поскольку молиться у могилы Давида было невозможно из-за бесконечных распрей с монахами-францисканцами, которые приобрели там участок территории. | |
Синагога Тиферет Исраэль | |
Синагога «Тиферет Исраэль» названа так по стиху из книги «Плач Иеремии» (2:1): «С неба на землю низринул великолепие Израиля (Тиферет Исраэль)». Во время Войны за независимость государства Израиль (1948-й год) в синагоге располагался один из опорных пунктов отрядов еврейской самообороны. После захвата Старого города иорданцами, синагога Тиферет Исраэль, как и прочие синагоги района, была разграблена и разрушена. | |
Синагога Хурва | |
«Хурва» на иврите означает «руины». Синагога была заложена около 1700 года учениками раввина Иегуды а-Хасида, прибывшими с ним из Польши. Это была первая ашкеназская синагога в Иерусалиме. Однако денег на завершение стройки тогда не хватило, а в 1721 году «Хурву» сожгли. Благодаря денежной поддержке Моше Монтефиоре и барона Ротшильда в 1864 году «Хурва» наконец поднялась из руин во всем великолепии. Над четырьмя перекрещивавшимися сводами вознесся прекрасный купол. Она простояла до 1948 года. В районе синагоги «Хурва» шли ожесточенные бои между арабскими и еврейскими отрядами, и синагога была вновь разрушена. В 1948 году Арабский легион взорвал «Хурву», как и десятки других синагог Еврейского квартала. От нее сохранилась только огромная арка, которая много лет символизировала иорданскую оккупацию Старого города. Поначалу было решено превратить ее в мемориальный памятник, посвященный возвращению евреев в Старый город. Несколько десятилетий в различных государственных инстанциях обсуждался вопрос о полном восстановлении синагоги. В 2010 году синагога Хурва была восстановлена. | |
Сожженный дом | |
В ходе раскопок был обнаружен дом, сожженный римлянами во время разрушения Иерусалима . Среди вещей в доме была найдена круглая каменная гиря с надписью на древнем еврейском языке «сын Катраса» — зажиточного семейства храмовых священнослужителей Это имя упоминается в Талмуде: «Горе мне несет дом Катраса, Горе от их ядовитых перьев… Горе от их кулаков. Ибо все они -первосвященники, а их сыновья — казначеи, а их слуги избивают людей палками». Археологам удалось восстановить только часть помещений обширного жилого дома, значительная же их часть так и осталась под землей, поскольку доступ к ним оказался невозможным из-за соседних жилых домов. Комнаты раскопанного дома были завалены обгорелыми деревянными балками и обожженным кирпичем. В груде золы, было найдено римское копьё и обгоревший скелет 17-летней девочки. В доме были обнаружены сосуды и специфические орудия производства, возможно, помимо жилых помещений в доме была мастерская по производству благовоний для храма. | |
Улица крестоносцев | |
При восстановительных работах в Еврейском квартале после Шестидневной войны была обнаружена улица, построенная крестоносцами в 12 веке на месте древней римской улицы Кардо. В реставрированной части улицы помещаются многочисленные сувенирные лавки современного Еврейского квартала. | |
Четыре сефардские синагоги | |
Сефардские синагоги были построены в 1588 г. и впоследствии объединились в единый комплекс, названный по имени Йоханана Бен Закая — великого раввина, чья деятельность после разрушения Иерусалима и Храма в 70 году н.э. сыграла решающую роль в сохранении традиций иудаизма. | |
Широкая стена | |
«Широкая стена», она же стена Езекии.В начале седьмого века до нашей эры ассирийский царь Сеннахериб повел войско на Иерусалим. Чтобы подготовиться к обороне города, у иерусалимского царя Езекии было всего лишь четыре года, которые надо было использовальзовать максимально эффективно. Тогда же была построена новая защитная стена, что называется, на скорую руку, и для нее использовались камни как с полей, так и от разрушенных домов, через которые должна была проходить эта стена.Стена на раскопанном участке имеет 7 метров ширины и около 8 метров высоты. С северной, внешней стороны раскопаны остатки одного из таких домов. При раскопках здесь найдены различные предметы обихода, относящиеся к 8 веку до нашей эры. |
Достопримечательности Иерусалима: Мусульманский квартал Старого города
Австрийский хоспис | |
В ХIХ веке австрийцы были первыми европейцами, наладившими почтовое сообщение с Палестиной, они же были первой европейской державой, открывшей хоспис в Иерусалиме. С крыши хосписа открывается красивый вид на мусульманский квартал Старого города. В хосписе можно выпить кофе, полакомиться австрийским штруделем и побывать во внутренних помещениях, украшенных иконами и портретами императора Франца-Иосифа. | |
Архитектура раннего ислама | |
В современном Иерусалиме практически не сохранились памятники архитектуры раннего мусульманского периода (7-11 вв.), за исключением «Купола над Скалой». Поэтому их реконструкцию можно увидеть в музее истории Иерусалима в «Башне Давида». Удивительные по красоте арочные сооружения, украшенные резьбой по камню, свидетельствуют о высоком уровне культуры древнего Востока. Пришедшие сюда в 12-м веке крестоносцы многому научились у мусульман. Именно тогда пришел в Европу архитектурный стиль, известный как «ранняя готика». | |
Бассейн Вифезда | |
Место известно как Овечья купель («Вифезда») — древний бассейн, находившийся рядом с Храмовой горой. Вода из него подводилась в Храм и использовалась для мытья жертвенных животных. В Евангелии (Ин.5:1-16) упоминается как место исцеления Иисусом расслабленного. Впоследствии на этом месте римляне устроили лечебные купальни, а во времена Византии здесь была построена церковь. | |
Львиные ворота | |
Львиные ворота (Ворота Св. Стефана, Ворота Пресвятой Девы, Ворота Иосафата, Овечьи ворота) являются единственными открытыми воротами в восточной стене Старого города, обращенными в сторону Иерихона. Львиные ворота были построены по указу султана Оттоманской империи Сулеймана Великолепного и являлись частью первоначальной крепостной стены, окружавшей Иерусалим в XVI в. | |
Медресе 15-го века | |
В арабском квартале можно встретить многочисленные постройки периода мамлюкского владычества (15 в.). Многие из них сохранились до наших дней. Правда, жители арабского квартала мало заботятся об их сохранности. Их можно понять: история мамлюков не имеет ничего общего с их историей. | |
Мечеть аль-Акса | |
Мечеть аль-Акса («отдалённая мечеть») является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и мечети Пророка в Медине. В мечети аль-Акса одновременно могут молиться до 5000 верующих. | |
Монастырь Сестер Сиона | |
Женский монашеский орден Сестер Сиона основан крещеным евреем францисканцем Альфонсом Ратисбоном, который вместе со своим братом построили монастыри в Старом Городе и Эйн-Кареме. Орден Сестер Сиона отличается лояльностью к евреям и пропагандой хорошего отношения к евреям среди христиан. Под церковью — бассейн Струтион — водосборник, построенный в период Второго Храма. В подвалах монастыря видны остатки каменного пола площади 2 века н.э. На камнях хорошо видны рисунки, вычерченные римскими солдатами для игр. | |
Сабиль | |
Древний водопровод Иерусалима. Построен, скорое всего в 15-м веке, но еще в 19-20 вв. им пользовались жители города. | |
Темница Вараввы | |
Греческая церковь на месте древней римской тюрьмы, в которой, по преданию, сидели Варавва и двое разбойников, распятых вместе с Иисусом. Правда, греки выдают это место еще и как «темницу Иисуса», но это полностью противоречит евангельскому тексту. | |
Триумфальная арка Адриана | |
Остатки римской триумфальной арки у входа в Старый город через Шхемские (Дамасские) ворота. На этом месте во времена римского города Элии Капитолины находились главные городские ворота с трехстворчатой триумфальной аркой императора Адриана (135 год). | |
Хлопковый рынок | |
Постройка 12-13 веков. На этом месте располагался рынок, где торговали тканями и одеждой. Если пройти вдоль рынка до конца, то можно увидеть постройку «Купола над скалой» с наиболее близкого расстояния (в часы, когда проход на Храмовую гору закрыт). Правда, на саму площадку Храмовой горы вас не пустит охрана, но можно подняться на пару ступенек и сфотографировать постройки. | |
Цветочные ворота, или «ворота Ирода» | |
Воротами Ирода называют так, потому что находящаяся недалеко от них церковь ошибочно принималась за дом Ирода Антипы (сына Ирода Великого), к которому был послан Христос. Иногда эти ворота называют Цветочными, так как их украшает орнамент из цветочных гирлянд. | |
Церковь Рождества Богородицы | |
Греческая православная церковь на месте, где по православной традиции находился дом свв. Иоакима и Анны, родителей Девы Марии. | |
Церковь св. Анны | |
Участок принадлежит католическому ордену «Белых отцов». Считается, что именно на месте этой церкви стоял дом, где родилась Дева Мария. Церковь св. Анны — прекрасно сохранившееся здание 12-го века, построенное по приказу королевы Мелисанды для женского монастыря Иерусалима. Церковь обладает уникальной акустикой. Сюда приходят многочисленные группы паломников и распевают псалмы и гимны под ее сводами. | |
Шхемские (Дамасские) ворота | |
Шхемские ворота, известные также как Дамасские — главные ворота мусульманского квартала Старого города, считаются одними из самых красивых. Современные ворота были построены в 1542 году Сулейманом Великолепным, султаном Османской империи. Ворота обращены на север, от них начинается дорога на Шхем и далее на Дамаск. Нынешние ворота стоят на месте более ранних ворот римского периода (см. «Триумфальная арка Адриана») , построенных при императоре Адриане (117—138), их остатки были обнаружены при раскопках произведенных во времена британского мандата. |
Достопримечательности Иерусалима: Армянский квартал Старого города
Армянская церковь | |
Это центр духовной жизни армянской общины на протяжении многих веков. Церковь построена в 12-м в. по особому разрешению правителя Иерусалима Салаха-ад-Дина, отвоевавшего город у крестоносцев. Фундамент здания относится к более ранней эпохе и датируется 6-м веком. По преданию, здесь в 44 году н.э. по приказу иудейского царя Антиппы был казнен Иаков, один из 12 апостолов христианства. Этого апостола, брата евангелиста Иоанна, принято называть Иаковом, сыном Зеведеевым, или Иаковом Старшим, в отличие от Иакова Младшего, первого епископа иерусалимского, называемого в Евангелиях братом Иисуса. Церковь посвящена им обоим. | |
Башня Давида | |
«Башня (цитадель) Давида» – один из важнейших исторических памятников Иерусалима. Здесь найдены многочисленные экспонаты, относящиеся к различным периодам истории Иерусалима. Один из главных– остатки одной из трех сторожевых башен (предположительно – башни, называемой «Фацаэль»), стоявшей в северной части дворца Ирода Великого. Под этими размещалась площадь, на которой происходили суды и процессы, оглашались указы. У историков сегодня нет сомнения, что это место и есть тот «преторий», где происходил суд Пилата над Иисусом.Версия о том, что Пилат находился во время суда над Иисусом в крепости Антонии, откуда сегодня начинается улица Via Dolorosa («Путь Скорби») со всеми ее 14-ю остановками, уже не признается большинством библейских историков. | |
Преторий Понтия Пилата | |
Это место находится внизу, к югу от «башни Фацаэля» (см. статью «Башня Давида»). Современные историки считают, что евангельская «претория» — место, где Пилат осудил Иисуса на казнь, находилась на территории дворца царя Ирода Великого. Три сторожевые башни охраняли дворец с севера. Между ними и дворцом была площадь, на которой вполне могли происходить описанные в Евангелиях события, поскольку «преторий» — это римская площадь, предназначенная именно для судов и других событий, связанных с государственными делами. | |
Церковь св. Марка | |
Это «вторая» Горница Тайной Вечери в Иерусалиме, однако сирийские христиане считают ее «первой».В церкви находится икона Богородицы, которую местная община считает чудотворной. Икона эта очень древняя и, по местному преданию, принадлежит кисти св. Луки, который воспроизвел на ней портретное сходство Марии и Иисуса. | |
Церковь Эммануэль и лютеранский хоспис | |
Это была первая англиканская церковь на ближнем Востоке. Церковь также ставила миссионерские задачи по привлечению евреев в христианство. Её возглавил бывший раввин Михаил Соломон Александр, перешедший в христианство.В церкви есть макет Иерусалима времён Иисуса, а на территории хосписа — пещера, которая, как считают археологи, ведёт прямо к Храмовой горе. Церковь находится поблизости от того места, где стоял царский дворец Ирода, который мог построить такой туннель. У Ирода были все основания опасаться за свою жизнь, и туннель вполне мог служить ему укрытием. |
Достопримечательности Иерусалима: Христианский квартал Старого города
Колонна 10-го легиона | |
Печально знаменитый 10-й Римский легион участвовал в разрушении Иерусалимского храма и города в 70 году н.э. Этот же легион через три года штурмовал крепость Масаду. Лагерь легиона находился на Сионской горе, так что колонна эта «перекочевала» со временем к Яффским воротам. | |
Мечеть Омара | |
На этом месте, по преданию, молился величайший халиф и завоеватель Иерусалима Омар ибн аль-Хаттаб (7 век). Основа мечети была построена после разгрома иерусалимского королевства крестоносцев в 12-м веке. В современном виде мечеть отреставрирована турками в 19-м веке. | |
Могилы архитекторов | |
У самого входа в Старый город через Яффские ворота, слева за оградой, можно увидеть две древние мусульманские могилы. Предание рассказывает, что это могилы двух архитекторов-подрядчиков, которым Сулейман Великолепный поручил строительство городских стен. Архитекторы составили смету, включив в нее работы по выработке камня для строительства, а сами во многом использовали подручный материал — древние каменные блоки, в изобилии имевшиеся повсюду: до них городские стены многократно строились и разрушались… | |
Новые ворота | |
Этих ворот не было в стенах города во времена султана Сулеймана Великолепного ( 16-й век). Они были построены в 1889 году для въезда на территорию христианского квартала Старого города с северной стороны, где расположен комплекс Нотр Дам де Джерузалем и другие христианские постройки. | |
Триумфальная арка | |
Остатки еще одной триумфальной арки императора Адриана (135 год) находятся под сводами храма св. Александра Невского. Здесь же можно увидеть участок стены, сложенной каменными блоками иродианского периода. Эта конструкция была частью стены храма Воскресения (Гроба Господня), построенного в 4-м веке по приказу византийского императора Константина Великого. | |
Храм Гроба Господня | |
Главная святыня всего христианского мира, за исключением реформаторских церквей. В Храме находятся остатки каменной скалы, на которой, как считает традиция, был установлен Крест для Распятия.Кроме того, 10, 11 и 12-я остановки Крестного Пути связанные с событиями «Снятия Одежд», «Прибивания к Кресту» и «Распятия», находятся внутри Храма, в верхней его части — в церкви Голгофы.Внизу – 13 и 14-я остановки: «Снятие с Креста» и «Положение во Гроб». | |
Христианский квартал | |
Большинство строений квартала являются учреждениями, предназначенными для христианских паломников. Здесь же располагаются патриархия Греческой православной церкви, францисканский монастырь, патриархия латинского обряда, отели и хосписы. | |
Церковь Редимер | |
Англиканская церковь Редимер («Спаситель») была построена 1898 году. Последний кайзер Германии Вильгельм II лично принимал участие в работе над проектом колокольни. Церковь построена в романском стиле и с ее колокольни открывается панорама старого Иерусалима. | |
Церковь Сан-Сальвадор | |
Орден францисканцев на Святой Земле обосновался в 1335 году на Сионской горе, но в 1552 году монахи были выгнаны оттуда турецкими властями. В 1560 году они приобрели себе территорию возле современных Новых ворот. Там они построили монастырь и церковь, которую назвали «Сан-Сальвадор» («Святой Спаситель»). | |
Церковь св. Иоанна Крестителя | |
Построенная в V в. при императрице Евдокии, эта церковь считается одной из самых древних церквей Иерусалима. В XI в. церковь была восстановлена и сегодня принадлежит православной греческой Патриархии. | |
Яффские ворота | |
Были построены в 1538 году по приказу правителя Османской империи Сулеймана Великолепного на месте ворот более раннего периода. В эпоху крестоносцев ворота назывались Ворота Давида, по имени находящейся поблизости цитадели. Расположены в западной части Старого города на важнейшем перекрестке дорог, ведущих на северо-запад, в порт Яффо, и на юг, в Вифлеем и Хеврон. |
Достопримечательности Иерусалима: Сионская Гора
Ворота Ессеев | |
Упоминание об этих воротах древнего Иерусалима мы находим у Иосифа Флавия в «Иудейской войне». Археологи обнаружили на склоне Сионской горы остатки городской стены и ворот иродианского периода. Библейский историк Баргил Пикснер (1921-2002) считал, что именно они вели в т.н. «квартал ессеев», расположенный в южной части Верхнего города (Сионская гора). Именно через эти ворота должен был выйти поздней ночью Иисус с учениками, направляясь к месту последней молитвы в Гефсиманском саду. | |
Горница Тайной Вечери | |
Сегодня это помещение, известно в традиции как Coenaculum , находится в здании, которое построили францисканцы в 14 в. Оно состоит из элементов более раннего периода (части стен, ниши, фундамент, внутреннюю часть залы верхнего этажа), которые были возведены еще в 12-м веке крестоносцами. | |
Могила Оскара Шиндлера | |
В конце 1944 фашисты приступили к массовму уничтожение евреев в Освенциме и других лагерях. Они опасались, что узники будут освобождены Советской Армией. Оскару Шиндлеру удалось вывезти оттуда 1000 своих подопечных, и спасти их таким образом от лагерей смерти.Количество спасенных именно Шиндлером оценивается приблизительно в 1200 человек (800 мужчин, 300 женщин и 100 детей). | |
Могила царя Давида | |
Библейский царь Давид был похоронен по иудейской традиции, за пределами города. Но по прошествии почти десяти веков Иерусалим значительно расширился, поэтому гробница царя Давида и его сына Соломона могла оказаться уже внутри города, окруженная жилыми кварталами. В одном из этих домов вблизи некрополя и находилась трапезная Тайной Вечери.В 4 веке византийцы построили на месте предполагаемой гробницы церковь, которая была разрушена персами в 614 году, а затем восстановлена крестоносцами. После поражения крестоносцев могила длительное время находилась в запустении и лишь в XIV веке здесь была вновь построена церковь.Во времена османского владычества церковь была переоборудована в мечеть Эль Дауда (арабское звучание имени Давид).После провозглашения Государства Израиль Сионская гора оказалась на его территории, и на этом месте была вновь открыта синагога. На саркофаге , существовавшем еще со времен крестоносцев, сегодня можно прочесть надпись на иврите: «Давид, царь Израиля, жив и существует». | |
Музей Холокоста | |
«Камеры Холокоста» — старейший из музеев, посвященный трагедии европейского еврейства. Он был основан в 1949 году людьми, пережившими Холокост. И хотя Яд ва-Шем является официальным израильским музеем Катастрофы, «камеры Холокоста» показывают все ужасы трагедии в более простой, прямой форме. | |
Сионские ворота | |
Название «Сион» («Цион») берет свое начало с древней иевусейской крепости, которую завоевал царь Давид 3 тысячи лет назад и основал на этом месте Иерусалим, столицу Израиля. Затем Сионом стали называть всю территорию Иерусалима. Пророки, обращались к народу Израиля, называя его «дщерью Сиона».Но именно этот участок стал называться Сионской горой во времена византийцев. И причиной тому послужило древнее пророчество Исайи о том, что «из Сиона выйдет закон, а слово Божье – из Иерусалима».Поскольку здесь, по преданию, произошла последняя пасхальная трапеза Иисуса с учениками, во время которой был провозглашен Новый Завет («закон» – в пророчестве Исайи), то и место это было названо Сионом.На фасаде Сионских ворот видны следы ожесточенных боев за Иерусалим в 1948 году во время Войны за Независимость. | |
Церковь Успения Богородицы («Дормицион») | |
Церковь и аббатство принадлежат германскому католическому обществу «Святой Земли», которое приобрело здесь земли в конце XIX века. По преданию, на этом месте был дом апостола Иоанна, где жила дева Мария после распятия Иисуса, и где она скончалась. Отсюда и название – «Дормицион», что в переводе с латинского означает «успение».Второе предание утверждает, что здесь находился дом первосвященника, куда привели на допрос Иисуса, и где Петр трижды отрекся от Учителя, прежде, чем пропел петух. Об этом напоминает флюгер в форме петушка на колокольне аббатства.Собор построен на месте древней византийской церкви IV века. Он был освящен одновременно с протестантским приютом и церковью «Августа Виктория» (см. статью) на Масличной горе. Строительство обеих церквей связано с приездом в 1898 г. в Палестину немецкого кайзера Вильгельма II с миссией «мирного крестового похода». Эта миссия ставила своей целью положить конец давним распрям между католиками и протестантами Германии, которые продолжались и на Святой Земле.В архитектуре собора нашли отражение различные стили: сочетание немецкого средневекового зодчества с византийскими и мусульманскими элементами. |
Достопримечательности Иерусалима: вокруг стен Старого города
Акелдама | |
Это слово в точном арамейском звучании — «хакел дама» — означает «земля крови». Здесь, по преданию, окончил свои дни предатель Иуда. Версии его смерти в Новом Завете не совпадают.Святой Матфей (27:5) повествует, что Иуда «… бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился».Однако, по рассказу св. Петра в «Деяниях святых апостолов» (1:18,19) ситуация выглядит иначе. Иуда, якобы «приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови».Так или иначе, место это, именуемое также «полем горшечника», известно как место гибели Иуды Искариота. | |
«Альтернативная» Голгофа | |
Римляне устанавливали столбы для распятий повсеместно вдоль городских стен древнего Иерусалима, там где на поверхности выходили пласты твердых пород. Проще всего было пробить в такой породе лунку-отверстие глубиной до 70-80 см, чтобы в него прочно вошло основание столба.Эти столбы частоколом окружали город, поэтому историки считают, что Иисус мог быть распят в любом месте, а не только на традиционной Голгофе, которая находится в Храме Гроба Господня.Рядом с холмом, на котором отчетливо видны следы прямоугольной лунки, находится захоронение иродианского периода, известное как «могила семьи Ирода Великого». | |
Акведук Ирода Великого | |
Для снабжения города водой Ирод Великий строит гигантский по тем временам водовод длиною более 70 км. Вода в него собиралась на юге, с холмов Хевронского нагорья и текла в Иерусалим.Инженеры Ирода учли все особенности рельефа и использовали весьма незначительный перепад высот, чтобы обеспечить бесперебойную подачу воды в древний город.Остатки акведука можно увидеть в районе Мишкенот Шаананим и Армон а-Нацив. | |
Башня Танкреда | |
В августе 1099 года во время штурма Иерусалима рыцарь Танкред ворвался в город в числе первых. Считается, что на этом месте Танкредом и его воинами была установлена штурмовая башня, благодаря которой крестоносцам удалось пробить брешь в городской стене и ворваться в Иерусалим.Имя Танкреда вошло в средневековый фольклор как героя множества рыцарских романов и баллад. | |
Водовод Езекии | |
Готовясь к нашествию ассирийского войска на Иерусалим, царь Езекия (8-й век до н.э.) принимает смелое решение – отвести воды источника Гихон, протекавшего снаружи, внутрь города и построить там бассейн для воды.Строительство отводного туннеля было проведено в кратчайшие сроки – 250 дней. Работа велась одновременно в двух противоположных направлениях, и, наконец, обе группы каменотесов встретились. На месте встречи они оставили наскальную надпись, обнаруженную в туннеле в 1880 году.Общая длина туннеля — около 530 м.Туннель находится на территории археологического парка «Город Давида». По нему можно совершить пешую прогулку, но следует иметь в виду, что в туннеле и поныне течет ручей глубиной по колено и выше. | |
Геенна Огненная | |
Об этом месте неоднократно говорится в Библии: «… за то вот, приходят дни, говорит Господь, когда место сие не будет более называться Тофетом или долиною сыновей Енномовых, но долиною убиения» (Иеремия 19:1-6).Иисус Христос, имея в виду ущелье, где в древности стоял жертвенник богу Молоху и происходили человеческие жертвоприношения, называет его «геенной огненной» (Марк 9:47 и др.).В современном иврите «долина сыновей Еноммовых» называется Гей бен Енном, или, сокращенно, Геенном, что в переводе означает «ад, преисподняя». | |
Городская ратуша | |
Здание было построено британцами в 1930 году. На фасаде здания следы от снарядов со времен Войны за Независимость (1948 г.).В настоящее время ратуша является частью комплекса иерусалимского муниципалитета. | |
Госпиталь святого Людовика | |
Назван так в честь французского короля Людовика IХ, участника Второго крестового похода (1270 г.).В настоящее время здесь находится приют для неизлечимо больных людей, за которыми ухаживают сестры милосердия из ордена св. Иоанна.Нужно заметить, что этот орден, известный еще с крестовых походов как орден госпитальеров, и по сей день оказывает помощь всем больным людям, независимо от их вероисповедания. Вход на территорию госпиталя с разрешения администрации. | |
Иродианские ворота | |
По мнению археологов, в этой части стены были древние ворота, построенные во времена правления Ирода Великого (вторая половина 1 века до н.э.).Библейский историк и археолог Шимон Гибсон считает, что рядом с этими воротами находилась площадка (преторий), где происходил суд над Иисусом. В таком случае на распятие Его могли повести через плотину, пересекавшую овраг Геенном (см. «Геенна Огненная») в районе нынешних Султановых прудов (см. статью) и распятие происходило на месте «альтернативной Голгофы» (см. статью). | |
Мамилла | |
Сеть магазинов-бутиков, кафе и ресторанов. В нижней части комплекса две большие автостоянки «Мамилла» и «Карта». | |
Мельница Монтефиоре | |
Современная реконструкция мельницы, которая была на этом месте в 80-х годах 19-го века. Мельница построена по инициативе известного мецената, английского барона Моше Монтефиоре, который заботился о евреях, живших в Иерусалиме.Рядом с мельницей под стеклом – реконструкция кареты сэра Монтефиоре, в которой он совершал путешествия по Палестине. | |
Могила Сада | |
Голгофа, почитаемая протестантами. Ее случайно обнаружили в 1882 г., когда английский генерал Чарльз Гордон, разглядывавший в бинокль со стены Старого города окрестности, увидел горку, по форме напоминавшую череп (ивр. «гулголет» — череп, отсюда Голгофа).Протестанты приняли версию Гордона достаточно убедительной, так как рядом с этого холма находилясь церковь Святого Стефана, построенная на руинах византийской базилики.В римскую эпоху это могло быть местом для публичных казней. К тому же в Новом Завете сказано, что распятие Иисуса происходило за городскими стенами.В Евангелии от Иоанна также говорится о некоем саде возле места, где был распят Иисус. Поскольку рядом с традиционной Голгофой в храме Гроба Господня никаких следов сада обнаружено не было, зато поблизости от Гордоновой Голгофы нашли остатки водных цистерн, а также винные и масляные прессы.
Известный израильский ученый-археолог Габи Баркаи, специалист по древним захоронениям, отвергает эту версию, поскольку найденные в окрестностях «Голгофы Гордона» захоронения относятся к более раннему периоду, в то время как в Храме Гроба Господня обнаружена уцелевшая погребальная пещера иродианского периода. |
|
Могила семьи Ирода Великого | |
Археологи допускают, что это захоронение членов семьи царя Ирода Великого, правившего в Иудее во второй половине 1 века до н.э. Мавзолей, построенный у входа в пещеру, не сохранился, однако прекрасно сохранился обточенный круглый камень, которым обычно закрывали вход в пещеру.В пещере были найдены каменные саркофаги, которые находятся в музее Греческой православной патриархии. | |
Монастырь св. Онуфрия | |
Онуфрий Великий — раннехристианский святой, египетский пустынник IV века. Суть его монашеского подвига в том, что он «отмолил Акелдаму у Бога» и «вымолил у Бога всех погребённых в Акелдаме». Впоследствии здесь был основан и действует в настоящее время православный греческий монастырь Онуфрия Великого. Отсюда берет начало православная традиция освящения кладбищенских церквей в честь преподобного Онуфрия Великого. | |
Монастырь Сен-Этьен | |
Альтернативное место казни великомученика Стефана. На территории монастыря найдены уникальные пещерные захоронения времен Первого иерусалимского храма. Здесь же находится Библейская археологическая школа. Вход на территорию — по предварительной договоренности. | |
Музей Рокфеллера | |
Археологический музей, котором собрана большая коллекция археологических находок, обнаруженных в османской Палестине, начиная с конца XIX в.В здании музея является расположен офис Израильского департамента древностей. Музей начиная с 50-х годов прошлого столетия служил базой, в которой размещался и по сей день находится центр по изучению Кумранских рукописей (иначе наз. «Свитки Мертвого моря»). | |
Нотр Дам де Джерузалем | |
Постройка конца 19-го — начала 20-го века принадлежит французскому монашескому ордену Ассумпционистов. На территории хосписа расположен комплекс помещений, где размещены офисы Ватикана. Вход на территорию — по специальному разрешению охраны комплекса. | |
Пещера Седекии | |
Эта пещера названа именем царя, последним правившего в Иудее перед разрушением Первого Храма. Иудейские мудрецы верят, что существовал потайной ход, который вел от царского дворца до иерихонских степей. Седекия со своим войском пытался бежать через него, спасаясь от воинов вавилонского царя Навуходоносора, но был схвачен, ослеплен и уведен в плен. Колоссальные размеры пещеры дают основание современным исследователям предполагать, что здесь были каменоломни, в которых во времена царя Соломона добывали камень для строительства Храма.Сама пещера очень живописна, имеет массу ответвлений, подсвеченных лампами, в ней есть небольшой источник — «Слезы Седекии», а один из залов называется «Залом масонов». Слово «масон» означает «каменщик», и свою организацию они называют «Храмом Соломона». Они полагают, что первым масоном был сам царь Соломон, построивший Первый Храм.В первой половине XX века зал в пещере Седекии стал излюбленным местом проведения обрядов посвящения и заседаний масонских лож из разных стран. | |
Силоамская купель | |
Это место известно из Нового завета. Здесь Иисус исцелил слепого.Силоамский бассейн известен со времен царя Езекии, прорубившего туннель для приема в него воды источника Гихон. Остатки бассейна находятся в конце маршрута по «мокрому туннелю» в археологическом парке «Города Давида». | |
Султановы пруды | |
Древний водосборный бассейн в долине Гееннома. Во времена Ирода вода в бассейн стекала из акведука, тянувшегося с Хевронского нагорья.В период правления турок в Палестине бассейн был заполнен водой, откуда и произошло его название «Султановы пруды».В наши дни на территории бассейна сооружена площадка для концертов под открытым небом. Здесь же проводятся всевозможные фестивали и ярмарки. | |
Турецкая крепость и минарет | |
Построенная в 16-17 вв. крепость надежно охраняла город от вторжения чужеземных завоевателей. Правда, вторгаться в маленький провинциальный Иерусалим на окраине владений огромной Османской империи было особо некому: турки владели всей территорией Ближнего Востока, от Балкан до Египта. Тем не менее, традицию нарушать не следовало, ведь цитадели строили здесь все предыдущие властители. Внушительную турецкую крепость, на территории которой расположен Музей истории Иерусалима (см. «Башня Давида»), венчает минарет постройки 17-го века, который волею случая стал символом Старого города Иерусалима. | |
Тюрьма Иисуса | |
После допроса у первосвященника Каиафы, Иисус отвели в тюрьму, где Он провел остаток ночи. Древняя тюрьма, обнаруженная при раскопках в подвале церкви св. Петра «в Галликанту», по мнению историков, могла находиться в доме, принадлежавшем местному правителю Иерусалима, т.е. первосвященнику. Это послужило поводом для традиции, утверждающей, что здесь находился дом первосвященника Каиафы, к которому стражники из Гефсиманского сада привели на допрос Иисуса Христа. | |
Царские могилы | |
Древние пещеры на территории заповедника «Город Давида» некоторые историки считают могилами царей из рода Давида. По другой версии здесь находится могила Елены Адиабенской (1-й век н.э.), царицы небольшого государства, принявшей иудаизм и вместе с сыном поселившейся в Иерусалиме. | |
Церковь Сант-Винсент-де-Поль | |
Католическая обитель, построенная в 1886 году, принадлежит ордену «дочерей милосердия св. Винсента». Винсент (Викентий) де Поль (1581 – 1660) — католический святой, основатель конгрегации дочерей милосердия. | |
Церковь св. Андрея | |
Шотландская церковь св. Андрея Первозванного. На камне в честь основания этой церкви высечена надпись: «Генерал Эдмунд Алленби завоевал страну в ходе боёв с турецкими войсками и заложил основу строения в честь освобождения Иерусалима и в память о доблестных воинах-шотландцах, павших в боях. 8 декабря 1917 года». Здание церкви было освящено несколько позднее, в 1927 году. | |
Церковь св. Петра | |
Версия, которую признает большинство библейских археологов, говорит о том, что здесь находился дом первосвященника Каиафы. В пользу этой версии можно указать на остатки большого дома, похоже, даже дворца. На территории раскопок можно насчитать, как минимум, четыре больших водных цистерны для снабжения водой обитателей дома, и складские помещения в его подвалах. В этих подвалах обнаружены прорубленные в колоннах отверстия, через которые продевались веревки или цепи. Ими сковывали узников, когда привязывали их к каменным столбам.Ученые не отрицают, что это помещение могла использоваться в древности как тюрьма. В этом случае монахам крупно повезло: они нашли место, где стоял дворец первосвященника, и именно на это место привели Иисуса из Гефсиманского сада. Ведь только в доме представителя местной власти могла в те времена располагаться тюрьма. | |
Церковь Сент-Джордж | |
Кафедральный собор св. Георгия — центр англиканской церкви в Израиле. При нем функционирует школа для мальчиков. Главная башня собора носит имя короля Эдуарда VII, по инициативе которого в конце 19-го века был построен монастырь. | |
Юго-восточный угол стены | |
Здесь отчетливо видна кладка времен храмовой стены, построенной в 1-м веке до н.э. царем Иродом Великим. Обратите внимание, что кладка стены не строго вертикальна. Это сделано специально, чтобы у находящихся внизу, под стеной, не создавалось зрительной иллюзии, что стена вот-вот обрушится им на головы. |
Спасибо, что поделились этой статьей в социальных сетях:
Рекомендуем к прочтению:
С Иродом Великим многие из нас познакомились на страницах бессмертного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Вернее, не с самим Иродо ...
Мы продолжаем наше путешествие в тайны Храмовой горы. После того, как все успокоилось, и Второй иерусалимский Храм был достроен, евреи жили ...
Место названо так в честь колена Данова, основавшего здесь древний город Дан. Слово "тель" означает холм искусственного происхождения, аналог ...
В состав государства Израиль входит семь административных округов, которые объединяют семьдесят пять городов. Назовем некоторые из них. В спис ...
Существует мудрое изречение о том, что Иисуса в Иерусалиме распяли бы и во второй, и в третий и сотый раз. Иерусалим – жестокое место. Не зря ...
Я знала, что Израиль- это древняя страна, а Иерусалим очень интересный город, но я и подумать не могла, что в Иерусалиме столько достопримечательностей. Они там повсюду! Надо, наверно, пол года прожить в этом городе, чтобы посмотреть все. Я бы очень хотела побывать хотя бы на некоторых экскурсиях по Иерусалиму. Например, меня интересуют церковь Иоанна Крестителя и стена Плача.
Была в Израиле в 2010 году из Египта. Посетила курортный городок Эйлат, купалась в Мертвом море, но потом поулчила огромное удовольствие от экскурсии в вечный город Иерусалим. Вот где было много впечатлений и волнительных моментов…). Храмовая гора, Стена Плача и Вифлеем останутся надолго в памяти. На тот момент мне казалось,что я посмотрела очень много достопримечательностей, но теперь вижу сколько предстоит посмотреть…?)
Я не знаю сколько надо времени, чтобы посетить все эти места! Мы только 3 места ходили в течении недели. Экскурсовод ни разу не замолкал, так что рассказать ему есть что. Если хотите все это посетить, то потребуется около 3 месяцев. Ведь эти места просто кишат историей. Что удивительно количество русских туристов с каждым годом все больше!
Попробуйте индивидуальную экскурсию по Иерусалиму и вы увидите его совсем другими глазами. Побывав в Иерусалиме один раз он вас будет притягивать снова и снова и вы не раз туда ещё вернётесь.
Каждый раз, бывая в Израиле, обязательно посещаю Иерусалим, как самостоятельно, так и с экскурсией. И только раз прошла весь Крестный путь, начиная от Львиных ворот и кончая Голгофой в Храме Гроба Господня. Но это была индивидуальная экскурсия в составе 3-х человек. А экскурсионные автобусы, к сожалению, включают только последние остановки, ссылаясь на безопасность, ведь большая часть Крестного пути пролегает по арабскому кварталу. Но мое любимое место в Иерусалиме — Гефсиманский сад, ведь оливы, растущие там, были посажены еще во времена Иисуса Христа.
Каждый раз, бывая в Израиле, обязательно посещаю Иерусалим, как самостоятельно, так и с экскурсией. И только раз прошла весь Крестный путь, начиная от Львиных ворот и кончая Голгофой в Храме Гроба Господня. Но это была индивидуальная экскурсия в составе 3-х человек. А экскурсионные автобусы, к сожалению, включают только последние остановки, ссылаясь на безопасность, ведь большая часть Крестного пути пролегает по арабскому кварталу. Но мое любимое место в Иерусалиме — Гефсиманский сад, ведь оливы, растущие там, были посажены еще во времена Иисуса Христа.