Главная >> История и религия >> Пещера Махпела в Хевроне

Пещера Махпела в Хевроне


Пещера Махпела в Хевроне

Находящийся на горе Хеврон, город, уже много столетий служит камнем преткновения в еврейско-арабских взаимоотношениях, и считается вторым по святости после Иерусалима, как для первых, так и для вторых. Город с глубокой историей не уступающий богатством событий ни старой Яффе, взрастившей Тель Авив, который превратил свои окрестности в мегаполис Яффа – Тель Авив, ни седому Акко, ни древнейшему Иерихону. Хеврон старейший из четверки святейших мест для иудеев, растянувшийся на горной местности, усыпанной цветами, на высоте 925 метров над уровнем моря в окружении высоких (относительно для Израиля) гор. Здесь берет свои истоки история всего еврейского народа, святости для мусульманского мира и для христиан.

Многие называют Хеврон «Вратами Юга», это название сохранено еще со времен кочевничества кланов семитов, перегоняющих стада в поиске новых полей и непременно попадающих в эту местность на пути из Иерусалима в Беер-Шеву (Вирсавия) и Ашдод (Азот). Сегодня посещение Хеврона сопряжено с целым рядом проблем, в свете острой напряженной обстановки в городе. Часть города относиться к ведомству палестинской администрации, часть находится во владении Израиля, обозначающем свое присутствие здесь еврейскими кварталами с населением около тысячи ультраортодоксальных еврейских семей и израильской армией на блок постах, расположенных чуть ли не каждые пятьдесят метров, постоянно находящихся в городе как сдерживающая сила, что бы обеспечить безопасность еврейскому населению и предотвратить беспорядки.

Ситуация во взаимоотношениях между евреями и арабским населением никогда не были простой. Этим двум народам сложно делить одни и те же святыни, которыми полна местная земля. Примечательно, что находящиеся в городе святые места одинаково святы и для мусульман, и для иудеев, и для христиан. Мамврийский дуб, произрастающий в этой местности, считается остатком древней дубовой рощи «Мамвре» многократно упоминающийся в Библии (Ветхий Завет) Танахе, и так же имеющий то же значение для ислама. По Преданию именно под этим дерево отдыхал Арваам (одинаково почитаемый и в иудаизме и в христианстве и в исламе), укрывшись под тенью его кроны от полуденного зноя, когда ему явился Господь и говорил с ним. Здесь Авраам получал обетования от Бога и о том, что Сара сделает его отцом и о том, что земли эти ему принадлежать будут. Здесь построен одни из храмов Хеврона – храм Животворящей Троицы в Листах.

Пещера Махпела, известная еще как Пещера Патриархов, так же свята для представителей всех трех мировых религий. Здесь похоронены прародители еврейского народа: Авраам с Сарой, Исаак с Ревекой и Иаков с Лией, а по некоторым данным, на что указывает надпись в Пещере, прародители всего рода человеческого, Адам и Ева, так же покоятся здесь. И хоть это идет в разрез с бытующим мнением среди христианского мира, о том, что Адам похоронен на Голгофе, и именно над его останками был распят Иисус, Кровью своей омывший первородный грех Адама (именно поэтому в иконографии распятия принято изображать кости и череп у основания креста Голгофы), велика вероятность, основанная на изучении произведения «Пещера с сокровищами» — апокрифическая рукопись, которая датируется седьмым веком, и говорит, что Ной, зная о надвигающемся потоке, уберег останки Адама и Евы, а по окончанию потопа захоронил их в Хевроне, завещав при этом сыну по имени Сим, предать земле в Иерусалиме (который в соответствии с архаичными представлениями является центром земли) череп с двумя костями (которые и изображаются в христианской иконописи).

Участок земли, с находящейся на нем пещерой, впервые приобретен Авраамом на обещанной ему земле. Похоронив здесь Сару, Авраам оставил завещание своим потомкам упокоить себя на этом же месте. Соответствии с Мидраш (Устная Тора, дополняющая библейские тексты), Авраам, узнал тайную особенность Пещеры, погнавшись за быком, что бы накормить трех путников, встретившихся ему. Считается, что именно в образе трех путников предстал перед ним Господь, а в христианстве этот эпизод представляют как встречу с тремя ангелами. Погоня за быком привела Авраама к пещере, где праотец увидел сияние, подобное свету рая, и услышал, как ангелы говорили: «Тут упокоен Адам, и будут упокоены Авраам, Исаак и Иаков». Услышав и увидев все это, Авраам догадался, что Пещера эта ни что иное, как вход в Рай, и принял решение, что он, его жена и потомки должны быть похоронены в ней. Подтверждение этому находится и в Книге Зоар, где описывается, что Адам, проходя около пещеры, увидел свечение, выбивающееся изнутри, и, узнал в нем райское сияние, завещал потомкам, захоронить себя в этой пещере. В Мидраше, так же имеются подробности связанные с преданием земле жены Авраама Сары, которое не обошлось без чудес. В соответствии с Написанным, когда Авраам зашел с телом Сары в пещеру, что бы похоронить ее, Адам и Ева встали из усыпальниц своих навстречу ему, говоря о своем стыде за совершенный грех и о его благодетелях. Авраам дал обещание молиться за них, что бы не мучались больше стыдом своим, после чего Адам вернулся в свое место, а Ева оставалась, пока не была захоронена Авраамом снова.

Для большинства представителей ведущих мировых религий, Пещера Махпела – это строение над захоронениями, которое в настоящее время разделено надвое: еврейская сторона и арабская. На еврейской стороне — оборудована синагога, на арабской – мечеть, вторая по почитанию святости, уступив первенство Аль Аксе в Иерусалиме. В саму пещеру с находящимися внутри погребениями, за много веков, спускались считанные исследователи.

Примечательно, что возвел это монументальное строение над пещерой Патриархов царь Ирод Великий. Стены,12 метров в высоту, состоят из, внушительных размеров, блоков, вытесанных из камня, самый габаритный из которых размерами: 7.5 на 1.4 метра, а поверхность стены Пещеры Махпела похожа на Стену Второго Храма (ныне Стена Плача).

В эпоху Византии, с юга пещеры была устроена христианская церковь, что, однако не мешало евреям молиться: и те и другие проходили через разные ворота. В четвертом веке с четырех сторон пещеры сооружены галереи. По завоеванию Палестины арабами, последние, в знак своей признательности, передали иудеям наблюдение за Пещерой, а Наблюдатель за пещерой стал носить почетнейшее звание «Слуга Отцов Мира». Во времена арабского владения город переименовывался в Масджид Ибрагим (переводится как «мечеть Авраама»). Место это для представителей исламского мира, почитаемо не только как место захоронения Авраама, но и как местность, где пролетал Мухаммед, совершая путешествие на небо. По преданию, пролетая над Хевроном, Мухаммед услыхал голос Джебрила (Архангела Гавриила), говорящий ему: «Спустись и помолись, потому что тут покоится отец твой Авраам».

В течении времени, Пещера переходила из под одной власти к другой. В девятом веке, строением кенотрафа Иосифа заблокирован центральный вход, позднее проделанный в стене с восточной стороны. В 1267 – мамлюкский султан Бейбарс, воспретил вход для не мусульман. Правда евреи могли подниматься до пятой, а позднее до седьмой ступени, что бы молится и опускать в отверстие записки с обращениями к Богу. Упоминание о щели, рассекающей всю толщину стен и идущей внутрь пещеры, впервые встречается в 1521 году, и, скорее всего, сделана по ходатайству евреев, заплативших за это немалую сумму. Указание Бейбарса соблюдалось до двадцатого столетия и лишь в 1967 году, когда в Шестидневной войне израильтяне всего за сутки установили полный контроль над городом, евреи через семьсот лет, снова получили возможность молится в Пещере праотцев.

Склеп с останками отцов народов Мира, с ранних времен окружает таинственность и загадки, предания и легенды. Считается, что в1643 г. правитель оттоманской империи, во время посещения Пещеры, обронил в тридцатисантиметровую щель саблю. По указу правителя, внутрь была спущенна прислуга, однако всех их извлекли на поверхность бездыханными. По идее помощника султана, предложили востребовать возвращения сабли от иудеев. Некто, по имени Аврам Азулай (известен как автор произведения «Хесед ле Авраам» и нескольких других) был спущен в пещеру, где встретился с праотцами и их женами, которые объявили ему, что он должен оставить мир живых. Что бы не навлекать гнев правителя на народ Божий, Азулай вернулся на поверхность, отдал султану саблю и умер дома на следующий день.

Наиболее подробное описание склепа имеются в книге бывшего министра обороны Израиля Моше Даяна «Жить с Библией». На странице книги он приводит описание, составленное двенадцатилетней девочкой Михаль, спустившейся в щель (тридцать сантиметров) и не испугавшейся не только духов и приведений, но и абсолютно реальных скорпионов или змей. Фотографии и рисунки, показали имеющиеся внутри надгробия с надписями на арабском, коридор и лестницу, ведущую к замурованному входу, кроме этого нигде на снимках не наблюдается даже следов дверей. Более точной информации о Пещере Махпела нет и поныне.

Вместе с тем, каждый день сюда стекаются море верующих людей, как евреев, так и арабов, и, наверное только после того, как люди научатся мирно сосуществовать, хотя бы на Святой Земле, откроются миру многие тайны, включая загадку Пещеры Махпела.

Оцените пожалуйста статью:

                                     1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Всего оценок: 3, средняя 3,67 из 5)

Загрузка...

Спасибо, что поделились этой статьей в социальных сетях:




Рекомендуем к прочтению:

  • Достопримечательности Иерусалима: улица Виа Долороза - Крестный Путь В этой статье я приведу краткие описания достопримечательностей  Иерусалим ...

  • С Иродом Великим многие из нас познакомились на страницах бессмертного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Вернее, не с самим Иродо ...

  • В состав государства Израиль входит семь административных округов, которые объединяют семьдесят пять городов. Назовем некоторые из них. В спис ...

  • Хеврон – один из древнейших городов Израиля, находящийся в 30 километровк югу от Иерусалима на горе Хеврон, на высоте 927 метров над уровнем м ...

  • География Израиля не менее удивительна, чем его история, и не менее парадоксальна, чем его характер. На маленьком клочке, поистине удивительно ...

2 Комментариев to “Пещера Махпела в Хевроне”
  1. Саша:

    Некоторые могут подумать, что тут такого в пещере. Только нам гид смог рассказывать целый день, оказывается сколько исторических событий произошло, так что послушать есть что. Может нам попался такой человек, но смог заинтриговать даже детей, все же в плане экскурсий израильтяне смогли многое. Так, что не скучно будет, точно!

  2. вова:

    очень интересный рассказ! С недавнего времени заинтересовался родным городом моего дедушки Иерусалимом, считал, что он единственный святой город в Израиле, оказалось у него есть и еще брат по святости — Хеврон, сейчас собираюсь найти эту самую книгу «Жить с Библией» и прочитать ее от корки до корки.

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Подпишитесь
и получите возможность выиграть авиабилеты в Израиль!
Не упустите эту уникальную возможность, учавствуйте прямо сейчас!
Введите Ваше Имя и Ваш E-mail:

Ваш E-Mail в безопасности