Главная >> История и религия >> Тайны Храмовой Горы. Часть 11-я. Город, избивающий пророков

Тайны Храмовой Горы. Часть 11-я. Город, избивающий пророков


Доминиус Флевит

Существует мудрое изречение о том, что Иисуса в Иерусалиме распяли бы и во второй, и в третий и сотый раз. Иерусалим – жестокое место. Не зря Спаситель в своем знаменитом «Плаче по Иерусалиму» назвал его городом, избивающим пророков.

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст.»

(Мф 23:37,38)

 И «дом» этот останется пустым уже через сорок лет после того страшного дня, когда его покинет величайший из пророков, когда либо приходивший в Иерусалим. Но за эти сорок лет в Храме, который Он называл «домом Отца Своего» произойдут события, о которых рассказывают «Деяния святых апостолов». В них –  история раннего христианства, первых святых мучеников, принявших смерть за веру. И вот что важно: период от Распятия до разрушения иерусалимского Храма римлянами в 70-м году нашей эры ознаменован таким быстрым, таким массовым распространением новой религии, какого человечество не знало за всю предыдущую свою историю.

Достаточно вспомнить зловещий 64-й год. В Риме бушует пожар, уничтоживший две трети жилых кварталов Вечного города. Император Нерон находит «виновных». Ими оказались ненавидимые в городе сектанты-христиане. Их травят дикими зверьми на аренах цирков, распинают на крестах точь-в-точь как и Основателя их церкви, сжигают живьем с наступлением темноты для «освещения города», как напишет несколькими десятилетиями позже римский историк Тацит.

Зверства Нерона

 «Светочи христианства (Факелы Нерона)», Генрих Семирадский, 1882 г.

 Зверства римлян по отношению к первым христианам общеизвестны. Но не менее известна и та непримиримость, с которой иудейское духовенство преследовало приверженцев новой религии. Еще бы! Ведь главным таинством новой веры стала Евхаристия – революционный для того времени обряд, отрицающий традиционное храмовое жертвоприношение. Чтобы понять причины ненависти храмовых священников к христианству, обратимся к Библии. Она рассказывает, что из 12 колен Израилевых, которых Моисей вывел из египетского рабства, Всевышний отделил одно из колен, чтобы сделать их священниками в Храме.

«В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его, как это продолжается до сего дня…»

(Второзаконие 10:8)

 Обратите внимание на конец этого стиха! Слова «как это продолжается до сего дня…» во все времена понимались и понимаются буквально. Потомки Левия, сына Иаковлева, внука Авраамова на протяжении полутора тысяч лет были служителями сначала в Скинии собрания, затем в Храме царя Соломона, а во времена Иисуса и апостолов – в храме, построенном Иродом Великим. И по закону Моисея им полагалась десятина от доходов любого жителя Страны Израиля. Интересно, что этот принцип живуч и сегодня в среде ультраортодоксальной общины Израиля. Но тогда, во времена иерусалимских храмов, доходы храмового духовенства были поистине фантастическими. И размах храмовых торжеств трудно даже себе представить.

 «А царь Соломон и с ним все общество Израилево, собравшееся к нему, шли пред ковчегом, принося жертвы из мелкого и крупного скота, которых невозможно исчислить и определить, по множеству их.»

(Третья книга Царств 8:5)

Историк Иосиф Флавий, живший в первом веке нашей эры, так описывает торжества, затеянные Иродом в честь освящения построенного им иерусалимского Храма: «Царь принес в жертву Предвечному триста волов; остальные жертвовали каждый сообразно своим средствам; впрочем, невозможно установить совершенно точное число принесенных тогда в жертву животных.» (И.Флавий. Иудейские древности. Книга 15, глава 11, 6).

Как происходило жертвоприношение в Храме? Этот обряд сопровождался множеством ритуалов, да и сами жертвоприношения были неодинаковыми. Существовала «жертва искупительная», «жертва всесожжения» и множество других разновидностей. Мы не будем вдаваться в подробности, а отметим лишь главное: большинство жертвоприношений заключалось в сжигании на алтаре некоторых внутренних органов животных и возлиянии на огонь их жертвенной крови. А что же с самой тушей животного? Ее делили на части: десятина отдавалась в пользу Храма, остальное забирали хозяева животного и готовили из нее праздничную трапезу. Для некоторых бедных иудеев полакомиться мясным блюдом было поистине праздником, который мог состояться один-два раза в году!

Ну а священники, потомки Левия, что они делали со своей долей? Она доставалась всем, от верховного жреца-первосвященника до последнего храмового служки. Поэтому духовенству в те времена жилось совсем уж неплохо. Но оставались лишь недопонятыми слова пророка, говорившего от лица Всевышнего: «Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне.» (Иеремия 6:20). А того, кто понял эти слова и навсегда отменил храмовые жертвоприношения, символически заменив кровь вином, а тело животного – хлебом, попросту распяли на Кресте. Чтобы не мешал Он им получать причитавшуюся десятину, чтобы не менял сложившийся столетиями порядок вещей. «Но гвозди Ему в руки, чтоб чего не сотворил, чтоб не писал и чтобы меньше думал», скажет потом о Нем поэт.

Но Высоцкий немного ошибался: Иисус не писал, он говорил. Его речи состояли из иносказательных притч, которые достигали ушей тысяч людей, но уверовали в Него лишь единицы. А эти тысячи ждали другого Христа, другого Мессию.  Который повел бы их на битву с ненавистными римскими завоевателями. Как тот мятежник Варавва, которого Пилат освободил от казни по просьбе толпы вместо Иисуса.

После Распятия ситуация изменилась. Как повествует св. Лука в «Деяниях апостолов» (4:1-4), проповеди Учеников и чудеса, которые они сотворили в иерусалимском Храме, сыграли свою роль. Народ обратился в новой вере. Но храмовому духовенству это было вовсе не по душе…

«Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,  досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.»

Репрессии не заставили себя ждать. И первой жертвой из числа последователей новой веры стал диакон Стефан. Его вывели за город и забили камнями до смерти. Место побиения Стефана-первомученика хорошо известно. Оно находится к востоку от Львиных ворот Старого города и обозначено небольшой православной церковью, принадлежащей греческому святогробскому братству. Правда, католики считают, что Стефан принял смерть на территории современного аббатства «Сент-Этьен». Рассудить спор двух конфессий уже невозможно, да и нет в этом необходимости. Духовный подвиг первого иерусалимского диакона Стефана и его обличительная речь навсегда останется в памяти христиан, независимо от того, православные они, протестанты или католики.

Церковь Стефана-первомученника

Православная церковь Стефана-первомученника

Католическое аббатство Сент-Этьен

Католическое аббатство Сент-Этьен

В повествовании о побиении великомученика Стефана неожиданно появляется важная подробность – некий юноша по имени Савл (или Шауль, на местном наречии). В будущем ему предстоит стать «моисеем» для всего христианского мира, столпом веры и великим апостолом Павлом. Но пока что он выполняет приказ Синедриона и преследует «отступников веры». Пройдет немного времени, и по дороге в Дамаск, куда его направили для ареста группы христиан, с ним случится видение. Как пишет св. Лука, внезапно осиял Савла свет, сходящий с неба. Будущий апостол попросту ослеп на время. И услышал он тогда голос с небес, «говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деяния 9:4).

А в Иерусалиме в это время царь Ирод (имеется в виду Ирод Агриппа Первый, внук Ирода Великого) приказал казнить апостола Иакова Зеведеева, брата Иоанна-евангелиста. Следом состоялась еще одна казнь, жертвой которой стал Иаков-младший, брат Господень. Тот самый, который вступился за апостолов Павла и Варнаву, когда на них посыпались упреки со стороны первых иудео-христиан за то, что привели в Церковь Христову язычников. Мы не знаем, в какой степени родства состоял этот человек с самим Иисусом. Некоторые богословы считают его сыном Иосифа от первого брака, то есть сводным братом Иисуса, другие – сыном Марии, родившимся уже после Христа, третьи – двоюродным братом Спасителя. Иудеи сбросили Иакова, первого иерусалимского епископа, со стен Храма. Произошло это в 62 году, за восемь лет до его разрушения. Но трагические для города события наступили гораздо раньше…

Фрагмент ограды храма свв. Иаковов в Армянском квартале Иерусалима

Фрагмент ограды храма свв. Иаковов в Армянском квартале Иерусалима

Вспомним это страшное пророчество, произнесенное Иисусом на склонах Елеонской горы:

«Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего;
и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.»

(Марк 13:14-16)

О чем Он говорил тогда Своим ученикам, от чего предостерегал? Пройдет около сорока лет, и тем, кто уверовал в это пророчество, удалось спастись от гибели. Спастись от той  беды, которую принесли в святой город те, чья роль в его разрушении была не менее значительна, чем роль полководца Тита, разрушившего иерусалимский Храм. И произошло это тремя годами ранее, когда волна Великого иудейского восстания докатилась до стен Иерусалима.

Город был захвачен повстанцами, которые разделили его на зоны, терроризируя и убивая всех, кто отказывался подчиниться их власти. Повстанцы враждовали между собой. Предводитель восстания Шимон бар Гиора не желал признавать власть другого вождя, Иоханана Гискальского.  В городе начался голод и болезни, Иосиф Флавий рассказывает даже о случаях людоедства. За стенами Иерусалима стояло несколько римских легионов, пришедших навести порядок в столице своей непокорной провинции. Враждующие между собой группировки, объединившись, решили дать отпор римлянам. Этот шаг оказался роковым для города и Храма.

Но вот что интересно. К моменту прихода в город повстанцев, а произошло это в 68 году, в нем уже не было христиан. Вы не найдете описания всех ужасов, которые творились в осажденном Иерусалиме, ни в одном из трудов христианских историков. Христиане успели уйти, не дожидаясь той «мерзости запустения», о которой предупреждал их Учитель. Находящиеся в Иудее бежали в горы, как Он и наказал им. И по свидетельствам историков, иерусалимская община обосновалась в Пелле, маленьком городке римского Десятиградия, что на территории современной Иордании.

А потом они вернулись. И уже в 73 году отстроили небольшую синагогу на месте, которое известно сегодня под названием Сионской горы. Вокруг синагоги выросли скромные жилища, в которых и поселилась иерусалимская община. Через три столетия это место назовут «матерью всех церквей». А традиция, передаваемая членами общины из поколение в поколение, позволит Византии найти и освятить в Иерусалиме места, в которых происходили события земной жизни Иисуса Христа.

Оцените пожалуйста статью:

                                     1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените первым)

Loading...

Спасибо, что поделились этой статьей в социальных сетях:




Рекомендуем к прочтению:

3 Комментариев to “Тайны Храмовой Горы. Часть 11-я. Город, избивающий пророков”
  1. Игорь:

    Конечно ранее в этом месте было больше роскоши, но сейчас это просто место паломничества туристов. Только туристов тут меньше не стало! Жаль, что церквей больших нету. Хотя еще раз убеждаюсь, что Иерусалим уникальный город, тут историю города можно рассказывать по конкретным эпохам, ведь только чего Храмовая гора стоит!

  2. Александра:

    Во все времена ради денег люди убивали друг друга. Не побоялись это сделать даже с самым святым человеком на земле. Но как ни старается человек прибрать к своим рукам большое количество денег, наступает такой момент, когда он осознает всю бессмысленность своей жадности. И в самой истории не мало таких примеров.

  3. Александр:

    Именно храмовая гора и привлекает сюда массу иностранцев. Манит своей уникальной историей это место. И страшно немного, и жутко интересно. Кажется, что посетив его, обязательно почувствуешь присутствие самого Спасителя. И сойдет на тебя Божья Благодать.С этой целью и приходят в это место паломники.

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Подпишитесь
и получите возможность выиграть авиабилеты в Израиль!
Не упустите эту уникальную возможность, учавствуйте прямо сейчас!
Введите Ваше Имя и Ваш E-mail:

Ваш E-Mail в безопасности