Иерусалим – история одного из древнейших городов мира
Первые поселения на территории древнего города Иерусалима были еще в четвертом тысячелетии до н.э. Это были поселения иевусеев – ханаанский народ, доеврейское население Иудеи, которые и основали город. Иерусалим за всю историю существования города претерпевал значительные изменения, среди которых и разрушения. Между кратковременными интервалами, когда Иерусалим – иудейский город, были длительные отрезки времени, когда он пребывал под властью Вавилона, Персидской, Македонской империи, Египта, Сирии, Римской империи, Византии, Арабского халифата, крестоносцев, монголо-татаров, мамлюков, Османской империи, Британии, Иордании. В многовековой истории Иерусалима встречаются упоминания его под именами: Шалем, Иевус, Сион, Ир Давид, Элия Капитолина, Аль-Кудс.
Объединенные израильские племена под предводительством царя Давида приблизительно в 1000 году до н.э. захватили Иерусалим, с чего и начинается история города как иудейского. Царь Давид дал городу имя Ир Давид (город Давида) и сделал его столицей объединенного царства. Также Давид превратил его в религиозный центр всего царства, перенеся сюда самое священное – Ковчег завета – ларь, обитый золотом, в котором хранились Скрижали Завета. Позднее Ковчег завета был помещен в построенный сыном Давида Первый Храм, откуда и был утерян после разрушения Храма.
Царь Соломон, сын Давида, построил Иерусалимский храм на горе Мориа, купленной Давидом. По преданиям именно здесь происходило жертвоприношение Исаака. Строительство Храма длилось целых семь лет. За время правления Соломона статус Иерусалима как столичного города значительно укрепился, благодаря выгодному расположению на пересечении важных торговых путей. Также укрепился за Иерусалимом и статус священного города. А Иерусалимский храм со временем становится религиозным центром для всех израильских колен, «домом Божьим», единственным в Иерусалиме святилищем для всех паломников.
Когда вавилоняне под командованием Навуходоносера захватили Иерусалим, они разграбили Храм Соломона, а жителей города увели в Вавилонию. Затем в 586 году до н.э. вавилоняне полностью разрушили город, Храм сожгли, а большую часть населения убили или увели в плен. Иерусалим был восстановлен после возвращения народа из изгнания, по разрешению персидского царя Кира после падения Вавилонской империи. Храм был восстановлен через 70 лет после разрушения. При правителе Иудеи Нехемии также были восстановлены и укреплены стены города, по его приказу туда были переселены жители для увеличения численности населения и введен налог на содержание Храма. В это время Иерусалиму возвращается статус еврейского религиозного центра. В период правления Александра Македонского и Птолемеев статус города и Храма сохранялись.
Перемены в Иерусалиме начались с царствованием Антиоха IV Эпифана, который проводил политику элинизации подвластного ему населения. Евреи всячески сопротивлялись грекам, что привело к разрушению городских стен Иерусалима, разграблению Храма и превращению его в языческое святилище Зевса. Однако народные повстанцы, которых возглавил Маккавей смогли на какое-то время вернуть Храм и возобновить свои традиции в декабре 164 года до н.э. А в память об очищении Храма евреями празднуется Ханука и зажигают ханукию – праздник освящения Храма, продолжающийся восемь дней.
До захвата Иерусалима римлянами в 63 году до н.э. город значительно развился. Храмовая гора была окружена стенами с башнями, и вместе с Храмом стала в Иерусалиме самым высоким местом. Город застраивался, а в нем развивались различные ремесла и наука, процветала торговля. При римлянах в истории Иерусалима начинается новая глава как административного центра Иудеи – римского протектората. Город существенно преобразился во времена правления Ирода I. Грандиозные перемены в хорошем смысле коснулись и Храма. Его территория и площадь Храмовой горы была расширена и ограждена подпорными массивными стенами с колоннадами. Она возвышалась над всем городом. Иерусалим все это время оставался центром всего еврейского народа. Кроме того, он был в те времена самым известным городом на Востоке.
В 66 году н.э. вспыхнуло народное восстание против произвола римских прокураторов, которое вскоре переросло в войну, получившую название Иудейской. В ходе ожесточенных сражений римские войска разбили силы повстанцев, захватили Иерусалим и разрушили его, а жителей казнили, часть продали в рабство. Кровавые репрессии обрушились тогда на всех евреев в империи, что привело к рассеянию еврейского народа по всему миру. В 70 году н.э. был захвачен и сожжен Храм. Часть уцелевшей храмовой утвари была вывезена римлянами в качестве трофеев, в том числе и золотой семисвечник Менора – один из древнейших символов иудаизма. Таким образом, в истории Иерусалимского Храма его разрушение было дважды. Оба события приходятся на день Ава девятое (по еврейскому календарю) и считаются днем скорби в память о разрушении Первого и Второго Храмов.
После разрушения Иерусалима на его развалинах римляне возвели новый город – Элия Капитолина по образцу римских колоний и построили многочисленные языческие храмы. Евреям было запрещено проживать здесь. После падения Римской Империи с 324 года в истории Иерусалима начинается Византийский период, когда он приобретает христианский облик. На предполагаемом месте захоронения Христа была построена Церковь Гроба Господня. А Храмовую гору превратили в городскую свалку. Евреям долгое время было запрещено входить в Иерусалим, только на Ава девятого, чтобы оплакивать разрушение Храма. Во время сражений византийцев с персами за Иерусалим, евреи помогали персам в надежде на избавление от христиан. Однако подверглись гонению как со стороны одних, так и других.
В 638 году Иерусалимом завладели арабские завоеватели под командованием халифа Омара ибн аль-Хаттаба. С этого момента начинается арабская эпоха. Храмовая гора была очищена, и на ней построена деревянная мечеть. Омар разрешил 70 еврейским семьям обосноваться в Иерусалиме, на юго-западе от Храмовой горы. В этот период было построено много мусульманских культовых центров, такие как мечети Купол Скалы и аль-Акса, чтобы привлечь их великолепием больше паломников. В 878 году территория Израиля становится частью Египетского султаната вплоть до Османского периода. В это время частыми становятся стычки на религиозной почве между жителями Иерусалима: евреями, арабами и христианами. Однако многие источники подтверждают, что для Иерусалима этот период мусульманского владычества был гораздо благоприятнее последующих.
Период крестоносцев в истории Иерусалима начался с уничтожения еврейского и арабского населения. Они захватили Иерусалим в 1099 году и сделали его столицей своего Иерусалимского королевства. Это был период христианизации Иерусалима – мусульманские мечети превращались в церкви, интенсивно застраивались новые христианские центры. Со временем, благодаря строительству различных государственных и церковных учреждений, привлечению христианского населения и правильной экономической политике город Иерусалим расцвел и стал центром паломничества для всех христиан Европы. В это время большинство населения составляли европейцы, преимущественно французы. Евреям и мусульманам запрещалось проживать в городе, поэтому они вынуждены были селиться поблизости.
В 1187 году Иерусалим опять становится мусульманским, из чего последовало обратное превращение религиозных центров из христианских в мусульманские, это коснулось и Храмовой площади. Христиане были изгнаны из города, а евреи смогли вновь переселиться в Иерусалим. В 1244 году господство крестоносцев окончательно закончилось. В период мамлюков в истории Иерусалима отмечается значительный рост мусульманского фанатизма. Иерусалим с 13-14 веков становится важным центром для ислама и мусульманской учености, здесь строятся мечети и многочисленные религиозные школы. Немусульманское население подвергается всяческим гонениям.
С 1517 года Эрец-Исраэль становится частью Османской империи. Султан Сулейман Великолепный занимается благоустройством города, в том числе были перестроены стены Старого города, сохранившиеся до настоящего времени. Однако постепенно город утрачивает свое стратегическое и экономическое значение и приходит в упадок. В этот период начинается возрождение еврейской духовной жизни в Иерусалиме, постепенно растет приток эмигрантов из стран Европы и других стран. В средине 19 века в Иерусалиме появляются банк, почтовое агентство, типография, больницы, школы, строятся жилые кварталы. Постепенно Иерусалим за стенами Старого города приобретает облик европейского города. Во времена Британского мандата с 1917 по 1947 год Иерусалим – административный центр Палестины, что также способствовало расширению и благоустройству города. Однако в этот период вспыхивают частые арабские беспорядки в протест развитию еврейского Иерусалима.
В ноябре 1947 года в ООН было принято решение о разделе Палестины на еврейское и арабское государства, а для Иерусалима был предусмотрен особый международный режим под контролем ООН. Однако это решение не было принято арабскими государствами, что в итоге после окончания действия Британского мандата и провозглашения Декларации независимости Государства Израиль 14 мая 1948 года привело к Арабо-Израильской войне. После соглашения о прекращении огня под контролем Израиля остался западный Иерусалим, а восточная часть вместе со Старым городом – Трансиордании. В течение 19 лет город был поделен на две части массивными бетонными и проволочными заграждениями, с обеих сторон находились вооруженные части. 5 июня 1967 года началась Шестидневная война в результате нарушения перемирия Иорданией, в ходе которой Израиль распространил свою юрисдикцию на всю территорию Иерусалима. Город был объединен, усиленно проводилась его реконструкция и облагораживание. Постепенно Иерусалим превратился в административный и политический центр страны.
Спасибо, что поделились этой статьей в социальных сетях:
Рекомендуем к прочтению:
Храмовая гора находится в Иерусалиме в юго-восточной части Старого города. Эту прямоугольную площадь с высокими каменными стенами, возвышающу ...
Большой популярностью у туристов со всего мира пользуются экскурсии по Иерусалиму. Этот вечный город представляет интерес для людей разного ве ...
Это, наверное, самый известный город на земле, и каждый человек знает, где находится Иерусалим. Он считается одним из самых древних городов не ...
История царства израильского и всех царей Израиля начинается с царствования первого царя - Саула, которого возвел в царское достоинство на пре ...
Акко расположен на берегу Средиземного моря к северу от Хайфы. Благодаря или вопреки многочисленной смене культур, властвовавших на этой терри ...
По истине чудесный город. Ездили экскурсией в этот город, так за 1 неделю не смог гид нам все показать! Здесь каждое место, оно есть историческое! Кажется город, так здесь смешались все религии мира. Так, что те, кто будут в Израиле только ради отдыха, в Иерусалим стоит заехать хотя бы на 1 денек, впечатлений наберетесь на целый год!
Мечтаю побывать в Израиле, в Иерусалиме в частности, многое знала об этом городе, но в статье такие факты описаны, о которых даже не слышала! Удивительно! Даже не верится, что на месте сегодняшнего крупного, многолюдного и развитого Иерусалима когда-то были руины. Хотелось, чтоб война и беды не пришли на эту землю!
Название Иерусалим я помню с детства, с тех пор, как в какой-то книжке мне попалась “Сказка о лисице, ходившей в Иерусалим”. И хотя я давно выросла, мечта оказаться на месте той самой лисицы и побывать, наконец, в Иерусалиме. Очень уж хочется взглянуть на город золотой под небом голубым – город Давида.