Главная >> История и религия >> Национальные парки Израиля: Тель Дан

Национальные парки Израиля: Тель Дан


Древние постройки в Национальные парки Израиля: Тель Дан

Место названо так в честь колена Данова, основавшего здесь древний город Дан. Слово “тель” означает холм искусственного происхождения, аналог кургана, места, где археологи находят древние поселения.

Поход колена Дана на Север имеет глубокую предысторию, которая начинается в Книге Судей 17: 1-13.  Здесь рассказывается история, которая, на первый взгляд, не имеет никакого отношения к происходящему.

На одном из холмов страны Эфраима жил человек по имени Миха, который украл у своей матери 1100 шекелей серебром и возвратил их ей только после того,  как она прокляла вора, причем мать не знала, кто это сделал. Мать поклялась посвятить эти деньги Богу, и передала часть из них серебряных дел мастеру, чтобы тот сделал из них скульптуру и маску. Миха поместил эти «святые» ритуальные вещи в маленький «Дом Бога», который он разместил у себя в доме, а также поручил одному из своих сыновей стать его жрецом.

Несколько позже молодой человек, левит из Вифлеема, прибыл в эти места в поисках места для жилья.  Миха сделал ему соблазнительное предложение быть священником в его доме. Мотив, который служит как бы лейтмотивом ко все этой истории звучит так:

“В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым”.

Вся эта история о том, как грех и беззаконие, начавшись с человека, укравшего у матери деньги, которая, кстати сказать, тоже не была праведницей, поскольку вначале обещала отдать все деньги Богу, а получив их, пожертвовала только часть.  И поскольку этого оказалось недостаточно, оба, мать и сын, попросили серебряных дел мастера явно нарушить одну из Десяти Заповедей: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в воде ниже земли.»

Они  построили храм и назначили члена своей семьи быть в нем жрецом, но когда в их краях появляется левит, они просят его взять на себя обязанности священника в обмен на определенную плату. Прошлого жреца, по-видимому, попросту отстранили от службы.

Однако, история на этом не заканчивается, и дело продолжает ухудшаться. Глава 18 Книги Судей начинается с объяснения, относящегося к желанию колена Дана найти территорию для новых поселений.  Этому  колену была отведена часть южной прибрежной равнины от Яркона до Нахаль Сорек на западе до долины Аяалон на востоке (территория современного Бейт-Шемеша и Яффо) . Но поначалу даннитам не удалось осесть в отведенных им местах (Суд., 1:34):

«И стеснили Аморреи сынов Дановых в горах, ибо не давали им сходить на долину.»

Книга Судей (13-16) рассказывает о трудностях, с которыми пришлось столкнуться даннитам, когда они пытались овладеть Цорой и Ештаолом.

Они послали пятерых доблестных воинов со шпионской миссией для поисков мест поселения.  Нечто подобное сделал когда-то Моисей, послав лазутчиков в Ханаан. По пути им встретился построенный Михой храм, и они попросили молодого левита испросить у Бога ответ, будет ли удачной их миссия. Ответ оказался положительным.

Дословный перевод  этого отрывка Библии с иврита достаточно труден, но общий смысл сводится к следующему: лазутчики попали в спокойный город, отдаленный и изолированный, поскольку его обитатели жили вдали от врагов Израиля. И решили попросту завоевать этот город, о чем и сообщили, вернувшись, своим собратьям.

Колено Дана покинуло Цору и Ештаол с 600-стами вооруженными воинами, идущими впереди племени. Нет необходимости напоминать, что это очень похоже на завоевание Земли Израиля, и  история с лазутчиками здесь не случайна. Короче,  на своем пути на север они достигли храма, построенного Михой. Ряд последующих  событий напоминает нам насильственные “методы убеждения”, знакомые по голливудским фильмам о «Диком Западе»  (Суд 18:15-19):

«И зашли туда, и вошли в дом молодого левита, в дом Михи, и приветствовали его. А шестьсот человек из сынов Дановых, перепоясанные воинским оружием, стояли у ворот. Пять же человек, ходивших осматривать землю, пошли, вошли туда, взяли истукан и ефод и терафим и литый кумир. Священник стоял у ворот с теми шестьюстами человек, препоясанных воинским оружием. Когда они вошли в дом Михи и взяли истукан, ефод, терафим и литый кумир, священник сказал им: что вы делаете?
Они сказали ему: молчи, положи руку твою на уста твои и иди с нами и будь у нас отцом и священником; лучше ли тебе быть священником в доме одного человека, нежели быть священником в колене или в племени Израилевом?»

Конечно же, эти слова убедили молодого священника.  Он последовал за грабителями, оставив в замешательстве Миху, его мать и остальных домочадцев. Попытки организовать погоню и отбить у завоевателей серебряного идола и его служителя-левита также не увенчались успехом.

Так пришла расплата и за идола, изготовленного из украденных денег, и за нечестивого левита, получавшего «зарплату» за запрещенный Богом грех идолопоклонства.

В последней части этого неистового пути на север колено Дана попадает в Лаис. И конечно же, не было никакой доблести и героизма в том, чтобы завоевать мирный и незащищенный городок.

Первое, что сделали данниты после завоевания Лаиса – это установили украденного божка в ритуальном месте, и назначили жрецом Ионафана, сына Гершона, сына Манассии, который, кстати вовсе не был потомком Аарона, как это должно было быть  по традиции.

Библия повествует, что жители Дана поклонялись этому идолу все то время, пока скиния Завета находилась в Шило, и возможно, что и после распада Израильского царства. Зачем Библия рассказывает нам об этой нелепой и жестокой истории колена Дана?

Без сомнения, что это намеренно противоречивая история, где Библия преследует цель  которой показать определенные явления  более жестким и грубым способом, чем прямое поучение. Эта история делигитимизирует важный религиозный центр израильского царства в Дане (а возможно, и храм в Бейт-Эле в горах Эфраима), и намекает на то, что место с такой историй и с такими корнями ни при каких условиях не может считаться национальным религиозным центром.

Заповедник Дан занимает территорию примерно 1/3 кв. км. Внутри него бьют источники, которые формируют реку Дан – один из трех важнейших притоков р. Иордан, которую мудрецы Талмуда называют «спускающейся из Дана». Количество воды, вытекающей из этих источников, достигает 220 кубов в час. Вода очень холодная, поскольку образуется при таянии снегов на г. Хермон.

Давайте пройдем по заповеднику, ориентируясь по указателям, которые здесь выставлены достаточно подробно. Имеются также знаки, указывающие, какие виды растений произрастают на этой территории.

Дорога проведет нас через массу скрытых уголков этого уникального заповедника, с бурными потоками, ключами вьющимися зелеными растениями на фоне древних разрушенных построек библейского периода.

Национальные парки Израиля: Тель Дан

Здесь порой можно увидеть спутанные растения, растущие среди остатков стен старинного города и дренажные системы для отвода избытков воды. Такие сооружения устраивались в местах, где обильные источники били прямо из под построек. Мы пройдем мимо обожженных остатков дубов  и терпентиновых деревьев, которые произрастали в древние времена на земле Израиля и которые сгорели из-за неосторожности современных путешественников.

Мы приближаемся к остаткам ритуального жертвенника города Дан. Этот город упоминается в Библии много раз. Авраам проходил через это место, преследую северных царей, захвативших Лота. Аврам, услышав, что родственник  его взят в плен, «вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана» (Быт.14:14)

Во дни Давида, проводившего общую перепись населения от Дана до Беер-Шевы , Дан фигурирует как город на северной границе царства. Несмотря на это, его значение становится наиболее заметным после разделения монархии, когда Иеровоам, сын Навата, решил возвести альтернативные ритуальные центры, чтобы перехватить паломников, отправлявшихся в Иерусалимский Храм – шаг, означавший окончательный разрыв связей между Израильским царством и Иудеей.

Политические обстоятельства, которые привели к образованию религиозного центра в Дане были нестабильными, и возможность разрыва как главная цель нового ритуала была случайной. Похоже, что этим и объясняется древняя традиция религиозного обряда, с которой у народа никогда не было проблем – грех создания золотого тельца в пустыне.

Царь Израиля Иеровоам пошел еще дальше и назначил жреца, который не был из колена Леви, а также изменил даты  праздников.

В заповеднике найдены следы, свидетельствующие о том, что тут проводились ритуальные богослужения. Они были идентифицированы как «бима» – термин, обозначающий ритуальное место, которое не является храмом, но предназначено для жертвоприношений. Оно разрушалось и отстраивалось несколько раз. Самые древние остатки относятся ко времени Иеровоама, но не найдено следов жертвенника, построенного даннитами с использованием идолов, похищенных у Михи.

Было также найдено несколько ритуальных артефактов времен Иеровоама, а среди них статуэтки с египетскими иероглифами.

Древние постройки в Национальные парки Израиля: Тель Дан

Упомянутая «бима» идентифицирована как ритуальное «высокое место», относящееся к 9 веку до н.э. (ко времени царя Ахава), сделанная из длинных тесанных камней, уложенных в верхний подрамник.  Ступени ведут к квадратному полу, на котором, возможно, и происходила церемония жертвоприношения. Небольшой алтарь с рогами и множество ритуальных артефактов были найдены в этом месте.

Проф. Авраам Биран, который в течение 30 лет проводил здесь раскопки, назвал его «офис». Его допущением было то, что жрецы управляли делами храма с этого места. Другие артефакты, найденные здесь, такие как головка скипетра и железные кочерги для выгребания углей, также относятся к инструментам, используемым жрецами.

Не вызывает сомнения и то, что Дан был ритуальным центром все время, пока существовало Израильское царство.

Один из наиболее интересных артефактов относится к эллинистическому периоду, сотни лет спустя после того как Дан был разрушен ассирийцами. Это каменная стела с надписью на арамейском и греческом, в которой упоминается царь Зойлос, давший клятву «Богу который есть Дан». Кто был главным божеством этого места, после того как город Дан был разрушен и утратил свою значимость– этого мы не знаем.

Священный город Дан является одним из немногих мест в Израиле, в которых выявлен целый комплекс ритуальных свойств, позволяющих предположить, как именно происходили церемонии ритуальных жертвоприношений.

Мы обойдем ритуальное место и подойдем к северной оконечности холма. Отсюда видны соединительные сооружения периода, предшествующего Шестидневной войне, когда Тель Дан был объявлен демилитаризованной зоной на границе с Сирией.  В частности, отсюда виден огромный насыпной вал, окружающий холм, относящийся ко второму тысячелетию до н.э.  (период «средней бронзы»), и заметим также массивную каменную кладку в основании этого вала.

Продолжим наш путь по указателям в направлении городских ворот, относящихся к  тому же периоду (путь проходит вокруг холма в восточном направлении). Примерно через 10 минут ходу через эвкалиптовую рощу мы попадем под открытый навес, под которым находятся остатки городских ворот. Осторожно спускаемся к внешней части вала.

Поговорим об истории древнего Лаиса до захвата его даннитами. Этот холм – один из самых древних на территории Израиля, его площадь примерно 1/6 кв. км, и он расположен в важном месте пересечения дорог.

Первый город был основан здесь в 3-м тысячелетии до н.э. Его руины частично отрыты. В течение среднего бронзового периода (2000-1575 гг. до н.э.) Лаис как город играл очень  важную роль. Он упоминается в древних египетских текстах, описывающих ритуальные церемонии против потенциальных врагов. Он также фигурирует в текстах Мари (древняя Месопотамия) как место экспорта олова, используемого при выплавке бронзы.

В течение этого периода город был окружен огромным земляным валом с основанием из каменной кладки. Основание вала имело 50 м в ширину и внешняя насыпь располагалась под углом в 40○. Сейчас трудно предположить, какой высоты был этот вал. Сегодняшняя территория холма ограничена этим валом по периметру, то есть холм имеет искусственное происхождение. На этом месте была найдена одна из самых важных археологических находок в Израиле. Профессор Бирам, изучая структуру вала, сделал несколько поперечных срезов в разных местах. Здесь, под нынешним навесом, его ждал главный сюрприз: он обнаружил ворота древнего города, построенные из обожженных глиняных кирпичей. Раскопки были особенно тяжелыми и временами даже опасными. Огромная структура, состоящая из  47 блоков 15.45 м в ширину и 13.5 м в длину, представляла собой проход через ворота длиной 10 метров.

Ворота имели башни с каждой стороны, обращенные вовнутрь и наружу с вымощенным камнями уклоном, ведущим к ним. Наиболее удивительным открытием была их верхняя часть, оконтуренная тремя кирпичными арками. Это единственная неповрежденная древняя постройка, поскольку она оказалась под слоем наносов грязи даже во времена древнего города. Почему правители города решили в 1800 году до н.э. покрыть ворота слоем грязевых наносов после того, как вложили в конструкцию достаточно труда и средств? Ответа на этот вопрос никто не знает,но мы должны быть благодарны им за возможность полюбоваться древней конструкцией такой, как она выглядела в прошлые времена.

Сегодня это повод для споров с представителями консервативных взглядов на историю. Поскольку ворота построены их высушенных на солнце грязевых кирпичей,  невозможно оставить их открытыми без опасения, что они быстро разрушатся. Поскольку эффективного решения этой проблеме найдено не было,  то было решено закрыть ворота со стороны города, обмазав их грязью, а внешнюю часть оставить  открытой под навесом. Эта часть тоже достаточно впечатляет, особенно, если вспомнить возраст ворот: 4000 лет, за 2000 лет до прихода римлян, признанных специалистов по арочным конструкциям.  В более поздний период была достроена и кирпичная стена, огораживающая и охраняющая первую городскую стену.

От хананейских ворот Лаиса мы двигаемся по внутреннему кругу холма и продолжаем путь в направлении ворот города Дан, датируемых периодом Израильского царства.  Этакий прыжок по тоннелю времени через тысячу лет.

Отрытые ворота города Дан – это одно из немногих мест, где практически полностью восстановленный древний комплекс дает представление о входе в город, где люди жили почти три тысячи лет назад.

В течение многих лет эти ворота раскапывал проф. Бирам, и каждый сезон приносил все новые и новые сюрпризы. Недавно эти ворота были реконструированы и выставлены для обозрения туристами.

Мы движемся по пути, вымощенному булыжниками с внешней части ворот. Они начинаются сразу за дорогой,  там,  где виден выход наружу. По обеим сторонам выхода находятся два камня с углублениями для дверных петель. Подъем продолжается вверх до стенных башен, выстроенных из  огромных базальтовых камней. Позади входа найдены пять базальтовых стел, стоящих вряд на небольшом каменном основании. Возможно, что здесь находился тот самый ритуальный алтарь, который в русской Библии именуется «высоты пред воротами» и которые приказал разрушить благочестивый царь Иосия, проводивший религиозные реформы.

Справа от подъема к воротам можно увидеть место, где находился базар, там шла свободная торговля вне городских стен – этакий прообраз «дьюти фри» древнего мира.

Мы сворачиваем налево и входим во внешнюю часть ворот. Перед нами небольшая площадь с установленная на каменном основании и окруженная четырьмя украшенными и гладко отесанными каменными карманами, возможно служившими для поддержки опор для купола.

Для кого было предназначено это место? Для царя? Судьи? Скульптуры древнего бога?

На стене виден набросок – попытка реконструировать форму купола. По сторонам площадки – башни ворот, а в конце – внутренние ворота с комнатами, служившими укрытием для стражи.

Когда в 1993 году здесь была найдена арамейская надпись на камне и ученые прочли текст, то в нем не хватало нескольких ключевых слов.  Однако, сразу стало ясно, что речь идет о триумфальной стеле, воздвигнутой царем Арама в честь победы и захвата Дана. Позже, когда исраэлиты отвоевали город,  они разбили конфузившую их стелу, а камни использовали для строительства ворот.

На определенной стадии раскопок эта надпись ввела археологов в замешательство. В ней говорилось об арамейском царе и его отце (имя стерто), боге Хададе и царе Израиля (имя стерто) из дома Давидова!

В соответствии с библейскими текстами и найденной надписью ученые попытались реконструировать события, в которых мог быть замешан арамейский царь, Израильское царство и Иудея. Именно то, что в надписи говорилось о «доме Давидовом», было особенно важным, поскольку это был первый не библейский текст, где этими словами назывался царь Иудеи. Это был великолепный ответ тем исследователям, которые отрицали историчность библейского Давида и считали библейские тексты не более чем сборником сказаний и мифов, далеких от реальности.

Профессор Бирам посчитал, что поскольку камень с надписью найден в районе ворот, должны существовать и остальные, недостающие его части. И действительно, в следующем археологическом сезоне они были найдены! Теперь расшифровать надпись оказалось намного легче.

Она говорила о том, что арамейский царь, сделавшийся правителем с помощью бога Хадада, был незаконным наследником престола. Возможно, что это и есть библейский Бен-Хадад  («сын Хадада», в русском переводе – Венадад), после смерти которого управление царством  перешло к Азаилу.

Арамейский царь победил во множестве битв, убил 70 царей с тысячами колесниц и лошадей, разрушив их города и превратив их владения в пустыни. Наиболее триумфальная надпись гласит:

«Я убил Иорама, сына Ахава, царя Израильского, и я убил Охозию, сына Иорама, царя из дома Давидова.»

Это была самая удивительная часть надписи! Библия в деталях повествует нам об обстоятельствах восстания Ииуйя и убийстве Иорама и Охозии. Но их убил вовсе не арамейский царь, их убил предводитель повстанцев Ииуй!

Несомненно, что оставшиеся части надписи так и не были найдены, загадка остается неразгаданной: когда и при каких обстоятельствах появилась эта надпись, и кто и когда уничтожил ее?

Продолжим наш путь, поднимаясь по ступеням. Главное сейчас – подняться на насыпь, которая окружала город почти 2 тысячи лет назад. Потом пройдем другой дорогой – через внутренние ворота. Только через это место и далее можно попасть в город. Весь комплекс ворот четко показывает их роль.

Вход был защищен и доступ в город был перекрыт с для въезда. Широкие площади предназначались для ремесленников и служили местом встреч для жителей города. Помещения для стражи служили убежищем для гарнизона во время войн, а также местом встреч старейшин и судей в мирное время. Ворота Дана наиболее широкие из всех известных нам ворот того периода, возможно потому, что это был приграничный город, который требовал специальной защиты.

Город был сдан ассирийцам в 734 году до н.э. , возможно, вместе с остальными северными городами Израиля.

“Во дни Факея, царя Израильского, пришел Феглаффелласар, царь Ассирийский, и взял Ион, Авел-Беф-Мааху, и Ианох, и Кедес, и Асор, и Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию”. (4Цар 15:29)

Дан не упоминается в этом отрывке из Библии, но мы знаем, что вся северная часть Израильского царства была захвачена и разрушена Ассирией.

С течением времени древние названия Лаис и Дан забылись. Место стало называться «Тель Ель-Кади», что также переводилось как «судья». Сегодня это национальный парк Тель Дан.

Оцените пожалуйста статью:

                                     1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените первым)

Loading...

Спасибо, что поделились этой статьей в социальных сетях:




Рекомендуем к прочтению:

3 Комментариев to “Национальные парки Израиля: Тель Дан”
  1. Юлия:

    Просто потрясающее место и очень содержательная статья! Настолько глубоко можно погрузится в историю!
    Я даже не ожидала, что на Израильской земле сохранились такие древние памятники событий, происходивших в ветхозаветные времена.
    Очень интересно, благодаря этому сайту мои познания и кругозор регулярно расширяются.

  2. Елена:

    Очень подробное описание моментов жизни и становления города Дан.
    Думаю, открывать новые места и анализировать стадии становления древних городов – это очень интересное занятие и не только для археологов. После прочтения статьи и мне стало очень интересно побывать там и посмотреть собственными глазами на данный национальный парк.

  3. Борис:

    Израиль издавна славится отличным климатом, святыми местами и древними поселениями. Дан именно то место, которое следует посетить туристам. Ритуальные жертвоприношения и богатейшая история являются главными факторами для путешественников. Теперь – это национальны парк и культурное достояние всей страны.

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Подпишитесь
и получите возможность выиграть авиабилеты в Израиль!
Не упустите эту уникальную возможность, учавствуйте прямо сейчас!
Введите Ваше Имя и Ваш E-mail:

Ваш E-Mail в безопасности