Главная >> История и религия >> Тайны Храмовой Горы. Часть четвертая. Иудейская богиня

Тайны Храмовой Горы. Часть четвертая. Иудейская богиня


Мне немного страшно писать статью на эту тему. Недавно на одном из израильских новостных сайтов я прочел обвинения в адрес Дэна Брауна. Некий борец за чистоту иудейской веры (не буду здесь приводить его имя-фамилию) обвинил писателя в том, что в знаменитом «Коде да Винчи» тот говорит о каких-то несуществующих обрядах в Храме Соломона, где якобы происходили ритуальные оргии со жрицами Храма. Ну прямо «кровавый навет», не больше и не меньше!
И действительно, дал маху популярный писатель, говоря, что: «… мужчины, ищущие духовной целостности, приходили в этот храм для свидания со жрицами». Не было в Храме Соломона никаких жриц, надо внимательнее читать Библию, господин Дэн Браун!

Но было другое. И об этом написал в своей книге «Иудейская богиня» Рафаэль Патай – известный ученый, историк и этнограф. Он приводит примеры, основанные анализе сотен трудов по иудаизму и истории иерусалимского Храма. Это вам не Дэн Браун, с таким не поспоришь, не имея в распоряжении подборку подтвержденных научных аргументов.  Да и зачем спорить, когда в классическом тексте Библии говорится: «И повелел царь Хелкии первосвященнику и вторым священникам и стоящим на страже у порога вынести из храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом в долине Кедрон, и велел прах их отнести в Вефиль.» (Четвёртая книга Царств 23:4).

Так, значит, было? Были в «храме Господнем» ритуальные предметы для культовой языческой службы! Не клевещет ученый, и не разрушает «прочное и незыблемое» здание иудейской веры. Но не только Библию цитирует Рафаэль Патай. Из сравнения множества источников он делает ошеломляющий вывод: оказывается на протяжении почти целых столетий на территории Храма стоял деревянный идол – статуя богини Ашеры. Кто она такая? Высшее божество хананеев, жена верховного бога Эля, мать самой богини Астарты. Ну как не возлюбить такую идолицу-красавицу! И  ведь любили ее жены иерусалимские, и, приходя в Храм, плели ей венки из полевых цветов, и пекли хлеба, и ткали одежды для своей любимицы.

Но не только женщины любили ее. Патай считает, что в нее был влюблен сам Яхве – грозный невидимый Бог иудеев, обитавший в запредельных космических далях. И скучно Ему было там, одиноко, вот и решили наградить Бога спутницей достойной. Ну нельзя народу жить в вере и подчинении лишь одному Богу, да еще и мужского пола. Нужна пара – это раз, а два – то, что женщинам всегда нужна богиня-заступница, богиня-мать, которая «словечко мужу замолвит» за тебя, грешную, и очаг в доме, и урожай в поле, и детишек здоровых…

Тут невольно напрашивается более поздняя аналогия. Культ Марии Богородицы возникает у христиан никак не раньше 3-4 веков, в апостольской церкви никто и не помышлял поклоняться женщине как богине, пусть даже эта женщина – матерь самого Иисуса. Это стало возможным только в результате обращения в христианство огромного количества язычников, для которых такое поклонение – привычное дело.

Ну а что наша иудейская богиня? Пока царь Езекия не повелел первосвященнику Хелкии вынести эту мерзость вон, она так и стояла напротив главного храмового жертвенника? Скорее всего, что была не одна, не две, а несколько Ашер, в разные периоды древней истории разбиваемые и устанавливаемые в Храме вновь. Тяга к языческим культам никогда не покидала народ Израиля. Недаром почти каждая глава в «Книге Судей» начинается со слов, что «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским; а Господа оставили и не служили Ему.» (Книга Судей 10:6).

Ну как тут не разгневаться всесильному Богу! И невзирая на свою «влюбленность» в иудейскую богиню, Он решает сурово покарать сынов Израиля. Обнаружив в их жилищах и капищах многочисленные предметы языческих культов, Бог посылает на непокорных и жестоковыйных евреев первую напасть – ассирийскую армию. Армия эта опустошает весь север Израиля, обращая в рабство десять из двенадцати колен Израилевых. И рассеивает их по всему белу свету так, что только недавно наши этнографы обнаружили где-то в горах Тибета затерянное племя, как выяснилось – потомков колена Манассиина (Менаше). Племя это потихоньку перебралось к нам в Израиль, и теперь обитает где-то на севере страны, в районе города Мигдаль а-Эмека – древнего надела колена Менаше. Остальные колена нам пока найти не удалось, но бодрые этнографы не теряют надежду поселить в Израиле еще пару-тройку полудиких горных племен. Такова политика религиозного истеблишмента нашей страны: евреем считается тот, кто соблюдает заповеди Моисея, а цвет кожи, разрез глаз и уровень культуры уже не имеют никакого значения.

Так вот, Ассирия, что разрушила все северное царство Израиля, пошла теперь войной на маленькую Иудею – южное царство со столицей в Иерусалиме. Там жили оставшиеся после раскола царства Давида и Соломона те же евреи, только из колена Иудина. Потому и страна называлась Иудея. Интересно, что когда в 1948 году была провозглашена независимость нашей страны, то мнения ее отцов-основателей разделились: часть из них считала, что новорожденное государство следует назвать Иудеей, а вторая, с незначительным перевесом голосов – Израилем. Если бы победила первая группа, нас бы сейчас называли не израильтянами, а иудеями. И это привело бы к невообразимой путанице, потому что иудеи – это те, кто исповедует иудаизм, а в нашей стране более половины населения – это убежденные безбожники.

Но вернемся в восьмой век до нашей эры. Страной правит благочестивый и мудрый царь Езекия (Хизкиягу), сочетание достаточно редкое в еврейской политике. А умами и душами иудеев заведует величайший библейский пророк Исайя. Оба правителя принимают ряд серьезных мер, направленных на укрепление морального духа народа и оборонительных сооружений Иерусалима. Царь приказывает прорыть подземный туннель для отвода воды источника Гихон под укрепленные стены города. Этот подземный пульсирующий поток объемом до 800 тысяч кубических метров чистой пресной воды  является и по сей день важным источником питьевой воды для жителей Иерусалима. Еще во времена иевусеев рядом с ним был сооружен большой водосборный бассейн, куда жители города спускались по подземному тоннелю (система шахт Уоррена) за водой. Остатки этих стен можно увидеть на территории парка «Города Давида». Из бассейна вода поступала через прорубленный в скале туннель в пруд-накопитель, расположенный к юго-западу  от города. Как считают ученые, сквозь них вода вытекала наружу и орошала  близлежащие участки. Можно предположить, что жители Иерусалима пользовались этой водосборной системой еще в течение двух столетий после завоевания города царем Давидом. Но когда городу стало угрожать ассирийское войско царя Сеннахерима (Санхерива), то старые крепостные сооружения иевусеев не способны были защитить водосборный бассейн от врага, который мог отрезать город от источников питьевой воды.

Туннель царя Езекии в городе Давида

Туннель царя Езекии в городе Давида

Строительство отводного туннеля было проведено в кратчайшие сроки – 250 дней. Работа велась одновременно в двух противоположных направлениях, и, наконец, обе группы каменотесов встретились. На месте встречи они оставили наскальную надпись, случайно обнаруженную в туннеле в только 1880 году. Оригинал «Силоамской надписи» хранится в Археологическом музее Стамбула. Несмотря на многочисленные просьбы правительства Израиля вернуть «Силоамскую надпись» или хотя бы выставить ее на временную экспозицию в нашей стране, турки отвечают отказом. На выходе из туннелей в парке «Города Давида» и в музее Израиля в Иерусалиме можно увидеть ее точные копии.

 

Древняя надпись в Силоамском тоннеле

Древняя надпись в Силоамском тоннеле

В свое время выдающийся иерусалимский архитектор и исследователь древностей Конрад Шик (1822–1901) снял графическую копию надписи и расшифровал древние письмена. Надпись гласила следующее:

Сооружение туннеля закончено. И вот отчет о событиях сооружения туннеля. Когда [каменотесы размахивали своими кирк(ами)] одна группа навстречу другой и осталось только пройти расстояние в три локтя, послышался мужской голос, который звал напарника-каменотеса. Ибо была трещина в скале и справа, и слева. И в день, когда пробит был туннель, каменотесы встретились, один человек лицом к другому, кирка на кирку, и воды хлынули из источника по туннелю, тысяча и двести локтей, и в сто локтей была высота скалы над головами каменотесов.

Остается только гадать, каким образом в 8 веке до нашей эры был сооружен туннель длиной в 533 метра? И как каменотесы, уходя все глубже и дальше от поверхности, смогли дышать в этих подземельях, и как горели их светильники, и почему у туннеля появляются вдруг странные изгибы и повороты? Ученые пока не дали ответ на эти вопросы.

Но не только водный туннель построил царь Езекия в Иерусалиме. Город был слабо защищен, и царь отдал распоряжение укрепить существующие стены, а там, где опасность прорыва обороны города была наиболее ощутима – выстроить новые. Для этого часть городских построек пришлось разрушить.

Стена царя Езекии

Стена царя Езекии в Иерусалиме

В 701 году до н.э. Санхерив двинул свои войска на Иудею, завоевав Лахиш – один из пограничных городов на юге страны. Великолепное панно с изображением этой победы украсило тронный зал царя в Ниневии, столице Ассирийской империи. Поход Санхерива на Иерусалим не увенчался успехом. Оказавшись за стенами города, которые Езекия успел укрепить к моменту прихода неприятеля, ассирийцы столкнулись с еще одной проблемой: вокруг города не было воды. Ведь все воды Гихона теперь находились внутри городских стен.

Предание гласит, что неприятельское войско поразил мор, но историки считают, что Санхерив добровольно покинул осажденный город, чтобы не тратить силы понапрасну. Сбылось пророчество великого Исайи, о том, что Иерусалим не будет побежден. Но и царь Езекия не полагался только на предсказания пророка. Выстроив стены и туннель, он обезопасил город и Храм, которым суждено было простоять еще 115 лет, пока иудейская богиня не привела Иерусалим к новой беде – приходу вавилонского царя Навуходоносора, разрушившего и город, и Храм.

Странным все это кажется нам, современным жителям Страны Израиля. Но стоит всмотреться в изображения языческой богини на статуэтках, найденных при раскопках жилых кварталов древнего Иерусалима, как начинаешь верить нашим мудрецам, которые утверждают, что это и была Божья кара народу, нарушившему самую первую из Десяти Заповедей: «да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.» (Второзаконие 5:7).

И еще один интересный факт приводит Рафаэль Патай в своей книге. Почему мужчины и женщины раздельно подходят к Стене Плача, почему им нельзя молиться вместе, как в христианских храмах? Об этом меня часто спрашивают туристы. Раньше я просто отвечал, мол, такова традиция. Но у традиции должно быть какое-то объяснение, какие-то корни. И вот, прочтя книгу Патая, я наконец-то нашел истоки. Оказывается во времена Храма Соломона так оно и было: мужчины и женщины вместе собирались на храмовом дворе. А по большим праздникам во двор выносили изображения херувимов, которыми Храм Соломона буквально изобиловал. Похожих на те, что изображены на крышке Ковчега Завета. Но херувимы эти, мужчина и женщина,  существа с головой человека и телом льва,  изображались тогда в позах далеко не столь целомудренных. Ну и, глядя на этих священных существ, народ входил в экстаз, и храмовый двор становился местом самых настоящих языческих оргий. Можно себе представить праведный гнев пророков и служителей Храма, наложивших в конце концов запрет и на херувимов, и на совместное присутствие лиц обоих полов на Храмовой горе. С тех самых пор в еврейских синагогах женщин в зал не пускают, для них имеется специальное место, чаще всего балкон второго этажа, которое у нас называют «эзрат нашим», а у Стены Плача им отведена скромная меньшая половина территории.

Ковчег Завета

Ковчег Завета

 

Оцените пожалуйста статью:

                                     1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Всего оценок: 2, средняя 3,00 из 5)

Loading...

Спасибо, что поделились этой статьей в социальных сетях:




Рекомендуем к прочтению:

3 Комментариев to “Тайны Храмовой Горы. Часть четвертая. Иудейская богиня”
  1. Дина:

    Как же интересно здесь бывать – на этом ресурсе! Раз зашла, а теперь я ваш завсегдатай. И снова статья, которую я прежде не читала. Какой колоссальный труд в этом повествовании. Сколько интересных и для большинства из нас неизвестных фактов в ней! Изложенных так просто и понятно, что оторваться невозможно, пока не дочитаешь до конца. И про Стену Плача – никто ведь так и не объяснял, почему мужчины и женщины отдельно, а теперь – понятно. Да, и будем же надеяться, что “Силоамская надпись” вернется туда, где ей надлежит быть.

  2. Вика:

    Мне тоже с самого начала хотелось бы автора поблагодарить. Из вашего материала много нового для себя узнала. Например, про ритуальные языческие обряды у иудеев. Кто бы мог такое предположить? Про строительство тоннеля тоже впервые слышу. Это же надо было такое грандиозное сооружение построить! А что языческая богиня в самом деле помогает, если к ней обратиться? Сын у меня уже есть, но все же мне бы очень хотелось ее увидеть.

  3. Светлана:

    Впервые услышала о чудесах, которые способна творить иудейская богиня. Скажите, она действительно может помочь, когда есть проблемы с рождением детей? Тогда мне очень, очень нужно туда попасть. В Израиле еще ни разу вообще не была, теперь точно поеду. Скажите, а туда вместе с мужем нужно или только женщине? Врачи до сих пор не определили, в ком из нас проблема – и со мной и с мужем все в порядке, а деток Б-г не дает.

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Подпишитесь
и получите возможность выиграть авиабилеты в Израиль!
Не упустите эту уникальную возможность, учавствуйте прямо сейчас!
Введите Ваше Имя и Ваш E-mail:

Ваш E-Mail в безопасности