Главная >> История и религия >> Священный огонь в Иерусалиме

Священный огонь в Иерусалиме


Священный иерусалимский огонь в Храме Гроба Господня

Во всех официальных источниках православной церкви этот священный огонь называют «Благодатным Огнем». Люди верят, что уж если и происходят где-то на земле чудеса, то только в Иерусалиме.

Сходит этот огонь, разумеется, с небес в полдень святой субботы. Днем раньше наступления Светлого Христова Воскресенья. Почему не в само Воскресенье – этого мы не знаем. Неисповедимы Пути Господни. Раз воскресший Иисус решил явить миру чудо схождения священного огня именно в Субботу, значит в это время, две тысячи лет назад, Ангел Господень мог осветить этим огнем темную погребальную пещеру, где лежало тело распятого Спасителя.

Об этом нам впервые поведал святой Григорий Нисский, живший в конце 4-го века. Правда, жил этот святитель не в Иерусалиме, а в Сирии, и своими глазами чуда не видел. Да и свидетельствует он не о себе, а об апостоле Петре. Интересно, что по словам Григория Нисского, Петр видел священный огонь не воочию, а как бы интуитивно, «высоким апостольским умом». Свидетельство это принимается далеко не всеми. Во-первых,  никто из евангелистов о нем не знал, а во-вторых, Петру, как следует из рассказа святого Луки, который, войдя в пещеру и «наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» ( Лука 24:12) удалось побывать в пещере только в первый день недели, по нашему – в Воскресенье, тогда как священный огонь сходит в Иерусалиме в субботу.

Следующим в очереди свидетельств о благодатном огне стоит церковный историк Евсевий Памфил Кесарийский. Тоже из 4-го века. Фигура весьма значительная и заслуживающая беспрекословного доверия, когда речь идет о событиях, современником которых был он сам. Мы еще вернемся к этому, рассказывая об истории обретения Истинного Креста Господня. Но вот во всем, что казалось событий, на которых самого Евсевия не было, там он полностью полагается на предания и «свидетельства» отцов Церкви, живших и за сто, и за двести лет до него. В данной истории Евсевий рассказывает о патриархе Наркиссе, служившем в Иерусалиме во втором веке. История с Наркиссом как две капли воды похожа на знаменитое чудо Хануки. Так же не хватило масла в лампаде, в нее налили воду из Силоамской купели, и так же лампада горела священным огнем. Но дело в том, что Иерусалим второго века – это римский провинциальный городок Элия Капитолина. А на месте нынешнего Храма, где должен был сойти священный огонь, находился храм богини Венеры. И вряд ли благочестивые христиане, тогда еще в большинстве своем из иудеев, стали бы совершать службу в столь богомерзком месте.

Имеется еще несколько «свидетельств» о чудесном зажигании лампад в Храме, которые видели посещавшие его паломники во времена Византии. Но вот уже с началом мусульманского правления на Святой Земле, к сошествию в Иерусалиме священного огня стали относиться скептически. Правда, мнения арабских авторов здесь расходятся.  Одни из них утверждают, что речь идет о хитрости, к которой прибегают служители Храма, вторые, как например Ахмад ибн аль-Касса, считали это настоящим чудом. К концу 9-го началу 10-го века в Иерусалиме был установлен обряд, по которому местный правитель из мусульман запечатывал двери Храма, в то время как христиане стояли во дворе и молились. Огонь появлялся в внезапно, жители Иерусалима тут же зажигали от него светильники и свечи, и разносили этот благодатный огонь по своим домам.

Но уже тогда правители мусульманского мира почуяли, что называется, недоброе. Один их них, эмир Багдада, попытался запретить богослужение, обвиняя христианских служителей в том, что они добывают этот огонь неким «волшебным художеством». Но уже в начале 11-го века мусульмане стали относиться к схождению священного огня в Иерусалиме с определенным уважением, если не трепетно. На церемонии его сошествия присутствовали местные имамы, которые зажигали от этого огня лампады в мечетях. И ничего страшного для мусульман в таком почитании священного огня в Иерусалиме не было. Ведь Исса-Иисус такой же пророк ислама, как и все его предшественники:  Ибрагим-Авраам, Дауд-Давид, Сулейман-Соломон и другие.

Но ситуация крайне обострилась к 1009 году, когда фатимидский халиф Аь-Хаким, будучи не совсем в здравом уме, объявил себя неким верховным божеством. Остальным «божествам» в его сонме места не нашлось, поэтому Храм Воскресения (нынешний Храм Гроба Господня) он приказал разрушить до основания. Так христианские Восток и Европа остались без своего главного чуда. И о сошествии благодатного огня перестали говорить на протяжении почти столетия, пока в конце 11-го века Папа Урбан II не вспомнил об нем в своей знаменитой речи в Клермоне, где он призвал христиан идти в крестовый поход против неверных и освободить Гроб Господень. Папа обещает святому воинству отпустить все грехи, напоминает будущим завоевателям, что земля та «течет молоком и медом»,  и что «во храме, внезапно погашенные лампады возгораются». Представьте, какой взрыв религиозных чувств и кровожадных инстинктов вызвали его слова у безземельного бродячего рыцарства Франции и Италии, промышлявшего на дорогах разбоем и грабежами!

Когда в 1099 году , после долгих трудов и сотен тысяч безвинно порубленных и сожженных жителей Палестины, крестоносцы овладели Святым городом, в Иерусалиме вновь стал спускаться с небес священный огонь. Правда была здесь одна серьезная проблема. Огонь ни за что не хотел сходить в Храм, если молитву читал христианин-католик. Поэтому в свидетельстве игумена Даниила, посетившего Святую Землю во времена царства крестоносцев, говорится о том, что к католическим епископам священный огонь не сходил, а только к православным. Как только ни старались бедные католики, к каким только ухищрениями они ни прибегали – священный огонь ни за что не соглашался отозваться на их молитвы! Достоверно известно, что в 1101 году, то есть, через два года после завоевания Иерусалима крестоносцами, никакого чуда в Храме не произошло.

За весь недолгий век правления крестоносцев в Святом граде, с 1099 по 1187 годы, о чудесах сошествия в Иерусалиме священного огня упоминаний очень мало. Зато со времен завоевания города мусульманским правителем Саллахом ад-Дином (Саладином, как его называли в Европе), просвещенные арабские историки стали вновь проявлять интерес к этому чуду. Уже в 13-м веке писатель Аль-Джаубари в своей книге о тайнах и фокусах называет действия христианских монахов «хитростью». Ему вторит Ибн-аль-Джаузи, который говорит об источнике скрытого огня в часовне Храма.

Кувуклия в Храме Гроба Господня в 18 веке

Кувуклия в Храме Гроба Господня в 18 веке

Христианские апологеты, естественно, становятся на защиту сверхъестественного явления, которое будоражит умы паломников и гонит их в путь на Святую Землю. Ведь именно там, в Иерусалиме, в отстроенном крестоносцами Храме Гроба Господня, в Великую Субботу перед Светлым Христовым Воскресеньем с небес сходит священный благодатный огонь, озаряя своим светом весь Храм! Но вот уже в 15-м веке некий путешественник по имени Поль Вальтер рассказывает о том, что двери Храма Гроба Господня открывают для паломников мусульмане, а молятся о схождении священного огня три епископа. Один их них грек, второй – армянин, а третий представляет коптскую православную общину. Выходит, что к тому времени Ватикан уже утратил всякий контроль над иерусалимскими святынями. И если вглядеться в список тех, кто свидетельствовал с тех пор об этом вселенском чуде, то в нем присутствуют в основном православные, русские и греки.

Но хватит истории, давайте посмотрим на это чудо глазами современного православного человека! Именно православного, потому что католики не принимают  уже никакого участие в молитвах о схождении благодатного огня. О реформистах – протестантах, баптистах, евангелистах и прочих – говорить не приходится. Их святыни – Голгофа и Гроб Господень – находятся не в Храме, а совсем в другом месте Иерусалима. И никакого священного огня в этих местах никогда не наблюдалось.

Несколько лет назад российские СМИ и РПЦ были свидетелями скандала, разгоревшегося после заявления «диакона всея Руси» Андрея Кураева о том, что схождение благодатного огня – это не более, как «фокус с зажигалкой». Добавлю от себя, что современная химия располагает не одним десятком способов возжечь «священный огонь» и без помощи зажигалки. Так что, формальный обыск патриарха греческого Феофила при входе в Кувуклию («Усыпальницу Святого Гроба») в Храме Гроба Господня в утро Святой Субботы – это лишь проформа, которая соблюдается в вековой традиции, установленной мусульманами. Как я уже говорил, именно они первыми усомнились в истинности христианского чуда. Кстати, армяне, которым во всей этой истории с огнем отведена второстепенная роль, тоже не раз обвиняли своих конкурентов-греков в подлогах.

Говорят, что в личной беседе Кураева с Феофилом, патриарх иерусалимский признался, что если он откроет миру всю правду, его попросту разорвут на куски. Но это так, досужие сплетни… На самом же деле православная церковь, как русская, так и греческая, давно используют священный огонь как популярное ток-шоу, с привлечением огромного количества зрителей. Понятно, что побывать в Храме в это время доступно лишь немногим счастливчикам. Правда, местные жители из числа арабов могут не безвозмездно помочь тем, кто уж очень хочет провести ночь в Храме и попасть на торжественный спуск с неба ярких золотых искр, озаряющих погруженную в темноту Ротонду Храма. Ну а остальные могут увидеть, как  сходит благодатный огонь, на экранах своих телевизоров. Понятно, что устроители такого шоу, православные греки в Иерусалиме, ни за что не откажутся заработать на нем пару-тройку миллионов!

Идея о том, что возгорание свечей и лампад в Храме от якобы «священного огня» – это фальсификация, не нова. О ней говорили ученые-богословы, представители различных конфессий, в том числе и православной Церкви. Наиболее известны высказывания в середине прошлого века ныне покойного профессора Ленинградской духовной Академии Николая Дмитриевича Успенского. Он считал, что в Кувуклии огонь зажигают от потайной скрытой лампады, свет которой не проникает в открытое пространство Храма, где все свечи и лампады ко времени молений бывают потушены. И тем не менее, профессор утверждает, что «“огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного…».

Так это или иначе – мы не знаем. Что такое на самом деле священный благодатный огонь в Иерусалиме – это вопрос веры. Если вы верите в чудесное его схождение – приезжайте в Иерусалим в канун Великой Пасхи! Может быть вам повезет, и вы вслед за другими счастливчиками будете свидетелями этого чуда, совершаемого ежегодно в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.

А пока что послушайте рассказ очевидца и участницы этих событий…

(видео Владислава Кипниса)
Оцените пожалуйста статью:

                                     1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Всего оценок: 3, средняя 5,00 из 5)

Loading...

Спасибо, что поделились этой статьей в социальных сетях:




Рекомендуем к прочтению:

  • Из многочисленных тематических экскурсий по Иерусалиму у российских туристов наиболее популярны туры по христианским святыням. Как известно, И ...

  • Во все времена, какие бы они ни были, у всех народов, во всех мировых религиях – центр общественной, духовной жизни считался Храм. Храм – это ...

  • Как всегда накануне Святого праздника Пасхи в Израиле в Иерусалиме случается чудо – зажигается благодатный огонь. Этот год не стал исключением ...

  • Посетить святыни Иерусалима – мечта каждого прибывающего в Израиль. Ведь Иерусалим по праву считается колыбелью трех мировых религий: христиан ...

  • В последние десятилетия в России наблюдается возрастающий интерес к религии и возрождение православия. В том числе все больше простых российск ...

5 Комментариев to “Священный огонь в Иерусалиме”
  1. Влад:

    Не только христианские апологеты становятся на защиту подобного “чуда”. Возьмите, к примеру, бывшего столичного мэра “в кепке”, который за счет бюджетных денег гонял самолет в Иерусалим за “благодатным” огнем. У нас сейчас вообще такие времена, что бывшие коммунисты-перевертыши хотят быть святее Папы Римского.

  2. Наталья:

    Даже не знаю верить этому или нет. Я бы охотно поверила, но люди часто придумывают разные обманы для того, чтобы разбогатеть. Меня смущает то, что все проходит в закрытом помещении. Появившийся огонь просто выносят к людям. Момент возгорания никто не видит. Или я ошибаюсь? Может это действительно ловкий трюк?

  3. Павел:

    А я верю этому, так как знаю. У меняя знакомые недавно ездили в Иерусалим и видели сие событие схода благого огня с небес. Объяснить это невозможно, так как находиться вне нашего понимания.
    Каждый раз смотря на это чудо, лишний раз убеждаюсь, что бог есть и не стоит этого забывать. Хотя немного грустно понимать, что для некоторых вера в бога это всего лишь, вот такие события и не более.

  4. Максим:

    Священный огонь это великое таинство, чтобы там не говорили скептики и атеисты. Как можно не верить в такое, ведь это реально видишь, да еще на такой святой земле.
    Каждый год это чудо происходит и каждый год не перестаю удивляться.

    Пару раз был в Израиле и только один раз так совпало что я оказался возле такого события. Конечно во внутрь я не попал (это просто не реально), но сам процесс видел. Это словами не передать.

  5. Мария:

    Не надо искать подвоха в том, как преподносится чудо рождения Священного огня. Мне вот всё-равно, откуда он берётся. Красива сама процедура. Я всегда смотрю по телевизору трансляции из Иерусалима, просто интересно. И всё-равно подсознательно ждёшь – а вдруг не зажжётся? Всё-таки это завораживает. История про Священный огонь читалась мною первый раз, очень познавательно. А то так живёшь, и не знаешь самых простых истин.

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Подпишитесь
и получите возможность выиграть авиабилеты в Израиль!
Не упустите эту уникальную возможность, учавствуйте прямо сейчас!
Введите Ваше Имя и Ваш E-mail:

Ваш E-Mail в безопасности