Тайны Храмовой Горы. Часть шестая. Предвестники мессии
Мы покинули Храмовую гору вместе с нечестивым царем Седекией, пытавшемся спастись бегством, оставив на произвол вавилонян своих подданных и Храм, построенный великим Соломоном. Вавилоняне, как и следовало ожидать от захватчиков, Храм этот разрушили, город сожгли, а оставшихся в живых его жителей угнали в Вавилонский плен. Там евреи сидели на «реках Вавилонских» и оплакивали свою горькую участь. Об этой трагической истории многие из нас знают со слов песни популярной в 80-е годы группы «Boney M». Песня эта называлась «The Rivers of Babylon» («Реки Вавилона») и тем, кто никогда ее не слышал, я рекомендую этот видеоклип.
Пусть вас не смущают радостные лица исполнителей и их нарядные костюмы! Это только в Писании говорится, что «при реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе…» (Псалтирь 136). На самом деле плакали только те, кто не смог реализовать себя в новой жизни. Для евреев такое было скорее исключением из правила. Многие неплохо преуспели, далеко опередив своих незадачливых поработителей. Об их успехах и «великих деяниях» желающие могут узнать из «Книги Есфири», которая входит в состав православной Библии. У нас она называется «Мегилат Эстер» («Свиток Эстер»), но повествует о тех же самых событиях. Поэтому, когда заходит речь о том, с какого времени начался «галут» – рассеяние евреев по разным странам и континентам – наши мудрецы, не задумываясь, отвечают: со времени Вавилонского плена!
Картина Рембрандта ван Рейна «Пир Валтасара»
Но плен – пленом, а о Боге отцов своих евреи не забывали на пирах в садах у вельмож вавилонских. И вслед за Даниилом отказывались от некошерной пищи даже на приемах у царей. И помнили еще евреи о великом городе Иерусалиме и великом его Храме, лежащем уже несколько десятилетий в руинах. И пророк Даниил не зря объяснил царю Валтасару, о чем говорили тайные письмена на стене, появившиеся в самый разгар царского пира! В ту же ночь Вавилон пал, и персы ворвались в город, и пала великая империя…
Панно с изображением персидского царя Кира в Музее истории Иерусалима
Ну а евреям тогда повезло более, чем когда-либо после во всей их многовековой трагической истории: персидский царь Кир отпускает их на родину. Ситуация не из легких! А вы смогли бы покинуть насиженное место, налаженный бизнес, оставить уютный дом и отправиться в пустыню, чтобы на руинах разрушенного города строить новую жизнь? Но в истории всегда были и будут романтики и фанатики, и неважно, по какой «путевке» они отправлялись строить «светлое будущее». Так что «религиозный сионизм» – это не только выдумки Теодора Герцля и статьи рава Кука. И не только политическое течение 20-го века, заселившее «оккупированные» Израилем территории. Это история, начало которой мы видим в горстке евреев, отправившихся из Вавилона в Иерусалим строить Второй иерусалимский Храм.
Знали ли об этом составители Евангелий от Луки и от Матфея? Наверняка знали! А иначе, чем объяснить то, что в родословных Иисуса, которые приводят оба евангелиста, при том, что во многом они не совпадают, фигурирует одно и то же имя – Зоровавель!
Освящение храма Зоровавеля
Личность, во всех отношениях столь же харизматичная, сколь и загадочная. Потомок царского рода, он взял на себя функции, которые по пророчествам должен был осуществить сам Мессия – восстановить разрушенный иерусалимский Храм! Но Мессия – это искаженное греческое произношение слова «Машиах», которое означает всего лишь то, что оно означает – «помазанник». Естественно, что помазанник – он божий. Так на Руси именовали царей, вкладывая в эти слова то же значение, что и в древности. Раз помазанник, значит – царь. И не просто царь, а «отрасль дома Давидова»! Та самая, о которой говорил Исаия два столетия назад:
«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Исаия 11:1).
Для тех, кто путается в библейских родословных, напомним, что Иессей – это отец царя Давида. Так что с родословной у Зоровавеля было все в порядке!
Зоровавель отправляется в Иерусалим и начинает отстраивать город и Храм. Персы пристально наблюдают за ходом работ. Не подумайте, что царем персидским руководили человеколюбивые чувства! Были и такие у нас «мудрецы», что пытались приписать царю Киру роль Мессии – освободителя народа Израиля. Но он-то действовал совсем из других побуждений! Мудрый правитель, Кир понимал, что «галутная» община евреев в Вавилоне – это не та сила, на которую он мог опереться. А вот восставшая из пепла Иудея будет всегда помнить, как он, великий Кир, благосклонно отпустил пленников на родину. И когда спустя два столетия через Иудею будет проходить войско Александра Македонского, евреи откажут ему в содействии, не захотят воевать против персидского царя Дария, предкам которого когда-то присягали на верность.
Работы по строительству Второго Храма длятся неоправданно долго. Нелегко пришлось переселенцам на опустошенной земле, бывшей некогда цветущим городом и садом. Приходилось заботиться, в первую очередь, о пропитании своих семей. Но была еще одна причина, задержавшая надолго храмовое и городское строительство – соседи-самаритяне. Иудеев угнали в Вавилонский плен, а в «горах Ефремовых», к северу от Иерусалима, в это время жили самаритяне – потомки народов, переселенных в эти края в восьмом веке до н.э. во времена ассирийских завоеваний. Народы эти, в прошлом – язычники, за годы жизни по соседству с иудеями перешли к вере в Единого Бога. А когда иудеев-отступников изгнали со Святой Земли, возомнили себя единственными носителями справедливого «закона Моисеева» и построили на горе Гризим (Гаризим) свой храм. Говорят – точную копию разрушенного Храма Соломона. Ну и никак не ожидали самаритяне, что евреи появятся вновь в этих местах через какие-то четыре-пять десятилетий. И столкнулись с свершившимся фактом, решили с иудеями в религиозные конфликты не вступать, «пальму» храмового первенства евреям вернуть, но с условием, что те позволят им принять участие в восстановлении иерусалимского Храма.
Но не тут-то было! Самаритяне хоть и сохранили у себя Закон Моисеев, но, видимо, позабыли о том, что великий пророк называл своих соплеменников упрямыми и «жестоковыйными». И самаритяне, что вполне естественно, получили от евреев твердый и категоричный отказ. Причина оговорена в Библии, которая указывает, что самаритяне, хоть и «чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их.» (Четвёртая книга Царств 17:41).
Суровый ответ евреев явно не понравился их соседям. С тех пор самаритяне стали заклятыми врагами израильтян, и об отголосках этой вражды даже по истечению нескольких столетий можно прочесть в Евангелиях. Ну а в те времена самаритяне пустились «во все тяжкие», лишь бы не дать евреям закончить их богоугодное дело. И нелегко пришлось Зоровавелю в этой борьбе. С одной стороны, он должен был оправдываться перед своими персидскими хозяевами и доказывать, что доносы и клевета самаритян не имеют ничего общего с действительностью, а с другой – вооружить своих рабочих, чтобы они могли отразить внезапные военные провокации со стороны соседей. Вот так и строили Храм и городские стены, держа в одной руке меч, а во второй – мастерок.
Но Зоровавель неожиданно для всех вдруг исчезает со страниц Библии. Библеистам и историкам пришлось построить немало гипотез на тему, куда подевался этот великий вождь, которого считали в те дни чуть ли Мессией, избавителем и царем Израиля? И решили историки, что ключ к этой загадке лежит именно в слове «Мессия». Никак не нужен был персидским правителям этот новоявленный «царь Иудейский»! И об этом, что называется, открытым текстом, говорил пророк: «скажи Зоровавелю, правителю Иудеи…» (Аггей 2:21). Вспомним, что те же причины побудили через несколько столетий римского наместника отправить на казнь Того, которого также называли «царем Иудейским»! Так что у Иудеи еще долго не будет своего царя…
Ну а строительство Храма возобновилось лишь через несколько десятилетий, когда в эти места был отправлен Неемия, богатый еврей, живший в Сузах при дворе персидского царя Артаксеркса. Его современником был Ездра (Езра), книжник и переписчик священных текстов. Многие ученые приписывают Ездре первый вариант “писанной Торы”, в которую вошли пять книг Моисея («Пятикнижие Моисеево»): Книга Бытия, Книга Исхода, Книга Левит, Книга Чисел и Книга Второзакония. Это так же трудно доказать, как и опровергнуть. Рукописные книги Священного Писания дошли до нас только в Кумранских рукописях, а они датированы четырьмя веками позже того периода, когда жил Ездра.
Но что достоверно известно нам о жизни этого благочестивого еврея – это то, что он повелел разорвать все родственные отношения своих соплеменников с их языческими женами. Не нравилось борцу за чистоту еврейской крови даже малая примесь в ней крови языческой. Поэтому все жены из язычников, а заодно и их дети, несмотря на просьбы и ухищрения мужей, были сосланы в те места, откуда их взяли. А сынам израилевым было строжайше рекомендовано отныне брать в жены только «дочерей Сиона», так что за чистотой еврейской крови на Святой Земле с тех пор стали следить очень ревниво. И если у кого-то отец еврей, а мать – нет, то пусть не надеется на приют и гостеприимство на земле Израиля. Здесь «галахическим» (т.е. законным) евреем может считаться лишь еврей по матери. Можно себе представить сколько проблем в этой связи возникло у репатриантов из бывшего Советского Союза! Человека с фамилией Рабинович, но «русского» по матери, в Израиле евреем не признают. Вот вам пример «нетворческого» отношения ортодоксальных раввинов к древней Библии. «Книга Ездры», написанная в 6 веке до нашей эры, до сих пор является настольным руководством для тех, кто желает вступить в брак на территории государства Израиль. И даже ветер перемен, повеявший в наших краях после недавно состоявшихся (в январе 2012 года) выборов в Кнессет (парламент Израиля), вряд ли сможет задуть эту неугасимую искру религиозного фанатизма, которой так гордятся наши раввины-ортодоксы.
Могилы пророков. Здесь, по преданию похоронен библейский пророк Аггей
Второй Храм был, как и предсказывал великий Иеремия, был построен через 70 лет после разрушения первого. И был он совсем небольшим, ни в какое сравнение не идущим с Храмом царя Соломона. Но пророк Аггей (2:9), видевший много дальше своих современников, предвещал, что «слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф.».
Интересно, что наши мудрецы, привыкшие верить пророкам на слово, часто цитируют эту фразу. Только непонятно, почему? Никакой такой «славы» второй Храм себе не снискал, в отличие от первого, построенного Соломоном. Напротив, во втором Храме нередко происходили события, которыми, прямо скажем, еврейский народ гордиться не должен. Разве что принять, что слова пророка о Славе Божией относятся уже совсем к другим событиям. Может быть к тем, в которых Иисус из Назарета через пять столетий назовет этот Храм «домом Отца Своего»?
Но наши мудрецы не желали и не желают ничего слышать об этом …
Спасибо, что поделились этой статьей в социальных сетях:
Рекомендуем к прочтению:
В конце десятого века до нашей эры умер Давид – величайший царь и пророк Израиля. Царский престол наследует его сын Соломон, который строит на х ...
Мы возвращаемся на Храмовую Гору через тысячу лет, чтобы узнать, как царь Давид завоевал древний город Иевус – столицу Иевусейского царства. О ...
Мы подошли к первому акту драмы, развернувшейся на Храмовой Горе двадцать пять столетий тому назад. Шестой век до нашей эры начался с серье ...
Мы продолжаем наше путешествие в тайны Храмовой горы. После того, как все успокоилось, и Второй иерусалимский Храм был достроен, евреи жили ...
Я не зря написал эти слова в кавычках. А мог бы написать слово «плача» с большой буквы и получилось бы – Стена Плача. Только ни первое, ни вто ...
До чего же интересно снова прикоснуться к древней истории иудеев. Как поучительны в ней факты, как близки и понятны испытания и переживания ее героев. И как хорошо и отрадно осознавать, что народ оказался сильнее его поработителей. Что многие добились успеха в жизни. Мне представляется это так, будто в моменты испытаний внутри у каждого сжималась, сжималась пружина терпения, накапливались силы, а потом – взрыв, свобода, успех, и пусть кто-нибудь поспорит, что это не так!
В Израиле еще ни разу не был, но конечно хотел бы туда поехать, особенно после таких завлекательных историй и статей. Вообще люблю почитать о былых временах и представить себя там, в том времени. Это может быть поучительно, полезно. А если к тому же написано хорошим языком, то получается что сидя дома уже совершил путешествие в соломоновы времена.
Мне было бы очень интересно побывать в Израиле. Во-первых, я там еще ни разу не была, а во-вторых, в исторических материалах Владислава Кипниса так заманчиво описываются события древних времен, что так и кажется: вот приеду в Израиль, и сразу все это увижу. Хотя многое из того, о чем тут идет речь, наверное, увидеть скорее всего уже нельзя…