Главная >> История и религия >> Музеи Иерусалима

Музеи Иерусалима


Макет Иерусалимского Храма

Говоря о музеях Иерусалима, нужно в первую очередь заметить, что Иерусалим – это сам по себе город-музей. Поэтому к музеям, в обычном понимании этого слова, иерусалимцы относятся с прохладцей. Никаких Лувров, Эрмитажей или Прадо в нашем городе нет. Так уж сложилась его судьба, что, когда в других городах мира создавались великие музеи, Иерусалим был  окраиной, задворками Османской империи, и только во времена Британского мандата (1917-1947 гг.) в Иерусалиме появился первый музей.

Он известен во всем мире под именем «музей Рокфеллера», потому что этот американский миллионер пожертвовал на его строительство два миллиона долларов – огромную, по тем временам (1925 год) сумму.

Музей, естественно, предназначался для хранения археологических находок, которые в изобилии имелись у археологов, работавших в Палестине. Но самые важные экспонаты появились в музее с 1947 по 1956 годы. Речь идет о Кумранских рукописях, или Свитках Мертвого море – одной из самых главных исторических находок 20-го века. Но тут следует очень важная оговорка: в это время музей Рокфеллера находился на территории не Израиля, а Иордании. Потому что  после   Войны за Независимость в 1948 году Иерусалим был разделен на две зоны, и музей оказался в восточной его части, которой владела Иордания.

В это время в нем обосновалась рабочая группа по изучению свитков, работа закипела, в лабораторию музея стали стекаться многочисленные экспонаты, которые требовалось бережно разложить, каталогизировать и расшифровать. Работа нелегкая,  состав рабочей группы невелик, группа подотчетна лично кардиналу Ратцингеру, известному сегодня всему миру под именем Папы Бенедикта XVI, чья карьера недавно прервалась столь необычным для Римских Пап образом. Но в то время молодой и энергичный Иозеф Алоиз Ратцингер был в Ватикане чем-то наподобие нашего Суслова, и да простят мне читатели игру слов, этаким «серым кардиналом» Ватикана. Ратцингер заведовал институтом, который назывался «Конгрегация по вопросам вероучения». Этот институт известен с глубокой древности. Только раньше, в 16-м веке, он именовался Святой Палатой. А еще раньше – Святой инквизицией. Так что Ратцингер был не просто «серым кардиналом», он был еще и Великим Инквизитором!

На посту Великого Инквизитора современности Ратцингер рьяно боролся за чистоту католической веры и папского учения. А Кумранские рукописи могли вызвать в мире мощный взрыв ересей. Поэтому работа группы в Музее Рокфеллера продвигалась крайне медленно, но что самое главное – к  результатам работ, равно как и к самим находкам, никого из «посторонних» не подпускали. А «посторонними» были ученые-историки со всего мира, которым тоже хотелось прикоснуться к древним находкам и опубликовать две-три еретических книжки. Так в первом из музеев Иерусалима в течение полувека функционировал самый настоящий «почтовый ящик», выражаясь терминами советской эпохи.

Ситуация разрядилась только в конце 90-х в результате мощного давления научной общественности. И общественность эта  давила, конечно же, не на Ватикан, а на правительство Израиля. А поскольку музей к тому времени стал частью «единой и неделимой» столицы Израиля, то административные меры и дипломатические ухищрения открыли, наконец, двери лабораторий музея Рокфеллера в Иерусалиме. Широкие массы научной общественности имеют теперь доступ к Кумранским рукописям, чего нельзя сказать о широких массах туристов.

Туристов в музее Рокфеллера немного. Местные гиды не видят особой нужды вести туда своих гостей. В Иерусалиме и без музеев не хватает времени, чтобы осмотреть хотя бы десятую долю его достопримечательностей. А тем, кто очень уж хочет увидеть Свитки Мертвого моря, можно порекомендовать Храм Книги – часть государственного Музея Израиля в Иерусалиме. Там, в специально оборудованном помещении экспонируются одни из важнейших свитков – части Ветхого Завета (ТАНАХа), датируемые вторым веком до нашей эры.

Помимо свитков, посетителей в Музее Израиля привлекает макет Иерусалима времен Великого восстания (68- 70 годы н.э.). Этот поистине уникальный макет выполнен с ювелирной точностью. Рассказывать о нем можно часами! Именно там вы увидите, каким был город, по которому ходил Иисус Христос. А в залах музея, разделенных по историческим эпохам, собрана уникальная коллекция артефактов, найденных археологами на Святой Земле.

Тех, кого заинтересует трехтысячелетняя история Иерусалима, мы рекомендуем посетить небольшой музей, расположенный в археологическом комплексе «Цитадель Давида» у Яффских ворот Старого города. Здесь нет оригинальных находок, если не считать самой цитадели с остатками кладки дворца Ирода Великого. Экспозиция этого музея представлена, в основном, реконструкциями древних построек.

А сами эти постройки, вернее то, что от них осталось, можно увидеть в археологическом музее, также расположенном в Старом городе Иерусалима. Эта часть города, известная как Еврейский квартал, была почти полностью разрушена во время иорданской оккупации 1948-1967 годов. В ходе Шестидневной войны территория была освобождена и присоединена к Иерусалиму. В разрушенном квартале начались восстановительные работы. И, конечно же, археологам тут был полный простор докопаться до  самых глубоких пластов нашей истории. Так был раскопан аристократический квартал древнего Иерусалима. И в музее можно увидеть остатки домов и утвари тех времен.

Рядом с археологическим находится еще один музей, известный как «Сожженный дом». История его возникновения та же – раскопки в Еврейском квартале. Но вот экспонаты немного другие. Здесь найдены остатки дома, принадлежащего Катросам – одному из самых богатых семейств древнего Иерусалима. Они были поставщиками оливкового масла в иерусалимский Храм. Во время разрушения города легионерами Тита в 70-м году дом был сожжен. В нем найден обгоревший скелет 17-ти летней девушки. В музее показывают небольшой игровой фильм, рассказывающий об этих трагических событиях.

Буквально в двух минутах ходьбы от «Сожженного дома» находится единственный в мире и самый уникальный из музеев Иерусалима – Музей Храма. Он очень небольшой и расположен в полуподвальном помещении одного из старых домов. Уникальность его экспозиции в том, что все предметы в нем созданы в наши дни. Но относятся они к периоду двухтысячелетней давности. Музей создан как часть иерусалимского Института Храма – организации, призванной восстановить утраченные предметы храмовой утвари. В музее много картин, написанных художниками, репатриировавшимися в Израиль из бывшего СССР. Один из экспонатов музея – золотая храмовая Менора – экспонируется на открытой площадке на спуске к Стене Плача.

О самом известном музее Иерусалима – Яд ва-Шем мы писать не будем. Информацию об этом уникальном комплексе, посвященном памяти евреев, уничтоженных нацистами, можно легко найти на страницах Интернета. Но мало кто знает о том, что на Сионской горе, рядом со Старым городом, находится еще один музей Катастрофы (Холокоста).

«Камеры Холокоста» – так называется старейший из музеев, посвященный трагедии европейского еврейства. Он был основан в 1949 году людьми, пережившими Холокост. И хотя Яд ва-Шем является официальным израильским музеем Катастрофы, «Камеры Холокоста»  показывают все ужасы трагедии в более простой, прямой форме. Музей расположен в подвале, и темные комнаты создают траурную атмосферу с самой первой минуты, как только вы входите в помещение. В центральной комнате – шесть свечей – по одной на каждый из 6 миллионов погибших.

Среди наиболее ярких экспонатов музея – вещи, которые нацисты заставляли евреев делать из свитков Торы: подошвы, конверты, пакеты, барабаны и даже пиджак нацистского офицера. Но портной, который сшил этот пиджак, специально выбрал из свитков те, что содержали в себе проклятия врагам еврейского народа. Вызывают боль и скорбь образцы пепла и мыла из еврейских мучеников. Среди экспонатов музея – молитвенник, написанный от руки на обороте немецкого документа, миниатюрный тфилин (филактерии), который можно было скрыть от нацистов, многочисленные фотографии и таблички с именами погибших.

В Иерусалиме имеется несколько музеев, посвященных национально-религиозной тематике. Среди них – Ихаль Шломо – центр еврейского наследия в Иерусалиме, расположенный  по улице Кинг Джордж 58,  является важной вехой в иерусалимской  культурной жизни. Первоначально на этом  месте находился Главный раввинат Израиля, впоследствии место было передано для  «Дома еврейского наследия».

Визит в Ихаль Шломо включает в себя  посещение музея, осмотр панорамы Иерусалима, выставки и представления, проводимые в помещениях музея и главное – осмотр  прекрасной синагоги.

Архитектурный ансамбль Центра выполнен в стиле, напоминающем строение Первого Иерусалимского Храма по проекту архитектора Александра Фридмана. Инициатива постройки этого здания принадлежит бывшему Главному раввину Израиля Хаиму Герцогу. Строительство здания было начато в 1958 году. Деньги на строительство ансамбля были пожертвованы Исааком Вольфсоном. Он и назвал это здание «Ихаль Шломо» в честь своего отца.

В музее собрано более 5000 предметы иудаики из многих стран мира. В постоянной экспозиции демонстрируются около 500 объектов, среди которых – уникальные археологические находки и художественные  изделия культовой и светской жизни евреев,  а также подлинники документов  и религиозные памятники культуры прошлого и настоящее время, от прошлого к настоящему, от Востока до Запада. Большинство выставлены предметы имеют свою особую историю.

Посещение музея дает уникальный опыт в понимании еврейского самосознания и еврейского наследия. Музей считается лучшим среди мировой еврейской общины.

Для всех, кто интересуется историей евреев Европы, я очень рекомендую побывать в  Музее искусства евреев Италии, расположенном на улице Гилель – одной из центральных улиц Иерусалима. Этот музей, дает представление об искусстве одной из крупных еврейских общин Европы. Он был основан в 1981 году в здании, построенном в 1876 немецким архитектором Занделем и известном как «школа Шмидта» для протестантов,  живущих в Иерусалиме.

Место для школы было выбрано неудачно, поэтому здание пустовало, и впоследствии школа была переведена в здание, которое находится сегодня в Восточном Иерусалиме по улице Султан Сулейман.

Музей находится внутри помещения итальянской синагоги XVIII века, перевезенной в 1952 году из Италии. Она  была когда-то в шестидесяти километрах от Венеции и носила имя  Конельяно Венето. Это одно из самых привлекательных мест для туристов, оно также остается духовным центром для всех евреев итальянского происхождения.

В синагоге ведутся регулярные службы, отмечаются праздники и семейные торжества. Помимо религиозных мероприятий, здесь проводятся временные и постоянные тематические выставки, лекции, работает реставрационный центр, а также располагается большая коллекция фотографий, изображающих разные аспекты жизни итальянских евреев.

Евреи живут на территории Италии больше 2-х тысячелетий,  еще со времен Римской империи, и их история – это предыстория всей еврейской мировой диаспоры.

Экспонаты музея, в том числе богатая коллекция предметов иудаики, рассказывают о самых разных сторонах жизни итальянских евреев, начиная со средних веков и до наших дней. Второй этаж музея занимает экспозиция вывезенной из Венеции синагоги Конельяно Венето. Арон-а-Кодеш синагоги выполнен в стилях ренессанса и барокко. Многочисленные лепные позолоченные украшения – это результат тесного соседства в Италии двух культур: европейской и  иудейской.

Внутреннее устройство синагоги несколько отличается от традиционного, что также связано с тесным соседством и влиянием христианской культуры. Несколько залов музея содержат богатейшую экспозицию предметов иудаики.

Оцените пожалуйста статью:

                                     1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените первым)

Loading...

Спасибо, что поделились этой статьей в социальных сетях:




Рекомендуем к прочтению:

3 Комментариев to “Музеи Иерусалима”
  1. Mik:

    Да, Иерусалим – это весь город-музей, при этом совершенно живой музей, где все действует, как сотни лет назад. Не знал о наличии в Инрусалиме музея Рокфеллера и о том, что именно там хранятся Кумранские рукописи. Очень полезная информация в посте для тех, кто любит путешествовать не просто рассматривая здания, а пытается напрямую соприкоснуться с документальными подтверждениями истории.

  2. Марина:

    Ох, я думаю, что действительно времени на посещение музеев мало у кого из туристов останется! Ведь сама эта страна сплошная достопримечательность и живой свидетель древнейшей истории, события которой наложили отпречаток на всё мировое сообщество.
    Интересными в статье оказались и сведения о деятельности Ратцингера.

  3. Люба:

    Меня удивило само название статьи, какие могут быть музеи в Иерусалиме, ведь сам город является величайшим музеем.
    Еще больше я удивилась, прочитав, что американец Рокфеллер вложил такие деньги в строительство музея в Иерусалиме, ведь в те годы ничего не предвещало развития этой части света. У его современников, могло сложиться впечатление, что богач закапывает деньги в землю.

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Подпишитесь
и получите возможность выиграть авиабилеты в Израиль!
Не упустите эту уникальную возможность, учавствуйте прямо сейчас!
Введите Ваше Имя и Ваш E-mail:

Ваш E-Mail в безопасности